Подготовка к заседанию Государственного совета Российской Федерации на тему: «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации».

В рамках подготовки к заседанию Госсовета 16 февраля 2016 года состоялось первое в этом году заседание Комиссии РСПП по строительному комплексу.

Основной задачей члены Комиссии и приглашенные к участию в дискуссии эксперты обозначили определение максимально эффективных мер поддержки для строителей в сегодняшнее непростое для отрасли время, которые необходимо вынести на решение Президента РФ и Госсовета.

Повесткой дня были предложены к обсуждению следующие вопросы:

1.         О внесении изменений в Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Докладчик:

Баринова Лариса Степановна – член Комиссии, Первый заместитель председателя Комитета ТПП по предпринимательству в сфере строительства.

2.         О ходе подготовки к заседанию Государственного совета Российской Федерации на тему: «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации».

Докладчики:

Чернов Сергей Александрович – член Комиссии, заместитель руководителя Аппарата Национального объединения изыскателей и проектировщиков;

Кривов Александр Сергеевич – генеральный директор Национального градостроительного института, академик Международной академии архитектуры.

3.         Проблемы энергосбережения при новом строительстве и капитальном ремонте жилья

Докладчик:

Хабелашвили Шота Георгиевич – член Комиссии, Генеральный директор ЗАО «Мосстрой-31».

Особенно острой дискуссия развернулась по первому вопросу повестки. Специально для того, чтобы услышать мнение бизнеса о реформе, подготовленной Минстроем России в части технического регулирования, на заседание Комиссии РСПП приехал заместитель Министра строительства и ЖКХ Мавлияров Хамит Давлетярович.

По итогам обсуждения стали очевидными непримиримые разногласия между профессиональным сообществом, которое считает подготовленные Минстроем изменения в Федеральный закон, шагом назад и попыткой уничтожить все те результаты технического регулирования, которых достигло профсообщество за последние годы, когда профильные ведомства просто устранились от участия в данном вопросе и таким образом возложило на плечи бизнеса все решения, включая разработку регламентов. Минстрой же в свою очередь считает, что данные поправки позволят регулятору сроительной деятельности занять главенствующую роль в отрасли, где в настоящее время правила по каким-то причинам диктуют санитарные врачи, пожарные и т.п. в процессе жаркой дискуссии участникам не удалось прийти к консенсусу, в связи с чем было достигнуто соглашение о продолжении работы над документами в рамках специальной рабочей группы, создаваемой на базе Минстроя России.

В рамках второго вопроса повестки заседания участники более успешно сформулировали задачи, которые необходимо поставить перед властью в целях поддержки отрасли с одновременным решением многих социальных вопросов.

Доклад Чернова С.А. и его основные выводы были поддержаны результатами достаточно глубокого исследования строительного комлекса РФ.

Достаточно неожиданными для участников заседания стали следующие данные исследования:

1.         Доля государственных инвестиций в основные фонды составляет всего лишь 14%, в то время как негосударственных – 86%.

2.         Объем строительных работ, выполненных в 2015 году, составил в денежном выражении 6 трлн.руб. При этом Росстатом не учитываются порядка 1,5 трлн.руб., затраченных населением на малоэтажное строительство и отделку жилья. Доля государственных капвложений при этом составила только 17% - 1,3 трлн. руб.

3.         Распределение инвестиций в жилищное строительство: частные – 88,5%, государственные – 7,1%, прочие 4,4% (годовой объем составил примерно 4 трлн.руб.)

4.         Годовой оборот в ЖКХ – свыше 4 трлн.руб.

Данные показатели делают очевидным, что государственная поддержка строительной отрасли должна быть направлена на стимулирование индивидуального жилищного строительства прежде всего.  А также стимулирование строительства жилья для целей социальной аренды. Не надо стимулировать покупку жилья теми, кто бремя собственности нести не способен в принципе.

Главная проблема в этом секторе – нерациональность структуры землепользования. Доля земель, отведенных под застройку в населенных пунктах, составляет лишь 17,8% от общей площади поселений. Таким образом, для реализации данных мер поддержки необходимо обратить внимание на нормализацию земельно-имущественных отношений, выделять лучшие участки под индивидуальное жилищное строительство, обеспечивать данные участки инженерной и социальной инфраструктурой.

С точки зрения участников заседания реализация этих мер позволит реализовать градостроительную политику, предоставляющую возможность формирования безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания и развития производительных сил. Кроме того, данные меры позволят привлечь деньги населения в экономику страны.

В заседании приняла участие и Председатель Комитета по развитию конкуренции в строительной отрасли ОМОР «Российский союз строителей», Председатель Правления НП «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа», Директор Института развития конкуренции в строительстве и ЖКХ при Государственной Академии при Минстрое России, Управляющий партнер ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» и «Фортис Групп»  Лезина Екатерина.