О необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования, для разработки рабочей документации 

В настоящее время противоречивы позиции Минэкономразвития России, изложенные в письме о разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 31.12.2014 № Д28и-2877, и позиции ФАС России, отраженной в письме о разъяснении Закона о размещении заказов от 23.05.2011 №ИА/19714, и в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.01.2012  №1416-ДШ/08, по вопросу установления  требований к участникам закупки о наличии допуска на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Согласно вышеуказанному письму Минэкономразвития России, участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, в случае, если не планируется привлечение субподрядчиков.

Вместе с тем, согласно разъяснению, содержащемуся в указанном выше письме Министерства регионального развития Российской Федерации, согласно части 3 и части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации  вид работ «Организация строительства» относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ. Как отмечается в этом письме, допуск к работам по организации строительства требуется генеральному подрядчику, при этом генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, то есть такой допуск требуется вне зависимости от того, привлекает генеральный подрядчик субподрядчиков или нет. В случае привлечения генеральным подрядчиком субподрядчиков, не выполняющих весь комплекс работ самостоятельно, такой субподрядчик, помимо свидетельств о допуске к выполняемым им видам работ, обязан иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства в целях привлечения им других лиц для выполнения соответствующих работ, имеющих свидетельство о допуске для их выполнения.

Аналогичная позиция отражена в указанном выше письме  ФАС России,  согласно которому условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с наличием вышеуказанных противоречий, в целях недопущения ограничения количества участников закупки, а также установления единой правоприменительной практики, необходимо конкретно закрепить или разъяснить, какие требования к участникам закупки должны устанавливаться заказчиками в закупочной документации при размещении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно письму Минрегиона России от 27.03.2012 №6832-ДШ/08 «О необходимости получения свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при подготовке рабочей документации» действующее законодательство не содержит сведений о необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования, для разработки рабочей документации.

Вместе с тем, согласно письму Госстроя от 13.05.2013  №3991-БМ/11/ГС «О необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования» в связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе – рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной организации. Также согласно Своду правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» авторский надзор является одним из видов услуг, оказываемых заказчику в соответствии с договором разработчиком рабочей документации на строительство объекта. При этом законодатель закрепляет обязательное наличие у автора проекта (исполнителя рабочей документации) свидетельства о допуске на ведение авторского надзора.

Вместе с тем, с точки зрения Министерства строительства Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рабочая документация подготавливается с соблюдением требований Федерального закона, стандартов и сводов правил. Действующее законодательство не содержит сведений о необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования, для разработки рабочей документации (Письмо № 41318-ВМ/05 от 18.12.2015).