31.03.2017

Многолетнее лидерство

Москва в пятый раз подряд возглавила Национальный рейтинг прозрачности закупок среди российских регионовПо итогам 2016 года российская столица вновь возглавила Национальный рейтинг прозрачности закупок среди субъектов РФ. Напомним, что рейтинг формируется Национальной ассоциацией участников электронной торговли — НАУЭТ при поддержке Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития РФ, Счетной палаты РФ, Торгово-промышленной палаты РФ и профильных комитетов Государственной Думы. Комментируя высокую позицию столицы в Национальном рейтинге, руководитель Департамента по конкурентной политике города Москвы Геннадий Дёгтев подчеркнул, что по результатам закупок в рамках Закона № 44-ФЗ «Москва закрепила звание абсолютного лидера по экономии бюджетных средств при проведении торгов». Только за счет снижения начальных (максимальных) цен контрактов в ходе проведения тендеров городскому бюджету в прошлом году удалось сэкономить почти 37 млрд рублей.ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКАЗОВ Для начала скажем несколько слов о самом Национальном рейтинге прозрачности закупок. Он представляет собой независимый исследовательский проект, основанный на экономическом и правовом анализе российского рынка государственных и корпоративных закупок. В число основных направлений деятельности составителя рейтинга — ассоциации НАУЭТ входят: анализ программ реформирования системы государственного управления в закупочной сфере; анализ международных практик повышения прозрачности, экономической эффективности и противодействия коррупции в системе государственных и корпоративных закупок; консультирование российских государственных структур и корпоративного сектора по вопросам внедрения и развития современных методов закупок. Национальный рейтинг прозрачности составляется в пяти номинациях: 1) среди федеральных органов исполнительной власти; 2) среди субъектов Федерации; 3) среди муниципальных образований (как правило, это столицы субъектов РФ); 4) среди компаний, закупающих по Закону № 223-ФЗ; 5) среди частных компаний, закупающих по собственным правилам. Для первых трех категорий, работающих в рамках Закона № 44-ФЗ, используется одна методика оценки, основанная на 45 критериях, важнейшие из которых — количество поданных заявок, количество допущенных участников торгов, экономия и т. д. В двух последних категориях были использованы иные методики, содержащие по 17 критериев оценки. Результат каждого органа власти, региона, муниципалитета или компании оценивался в баллах, начисляемых на основе критериев. В каждой номинации участники рейтинга были разделены на 5 групп — «гарантированная прозрачность», «высокая прозрачность», «средняя прозрачность», «базовая прозрачность» и «низкая прозрачность». По данным за 2016 год, среди органов исполнительной власти РФ лидировало Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (4040 баллов). Кроме того, в группу с гарантированной прозрачностью закупок попали Федеральная служба государственной статистики (4038), Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (3969), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (3884) и Министерство обороны (3808). Среди субъектов РФ лидирует Москва (5348), затем идут Татарстан (5318) и Тамбовская область (4993), а в целом в группу с гарантированной прозрачностью закупок попали 8 регионов. Среди муниципальных образований тройку лидеров составили города Владивосток, Пермь, Сургут; среди заказчиков по Закону № 223-ФЗ — госкорпорация «Росатом», столичное ГУП «Мосгортранс» и ПАО «Российские сети»; среди частных заказчиков — ПАО «Татнефть», ПАО«Газпромнефть» иПАО «Детский мир». Необходимо отметить, что практически каждый год лидеры в четырех из пяти номинаций меняются, и только в региональной группе первое место с 2012 года неизменно принадлежит столице. Говоря о высоком результате Москвы, председатель оргкомитета Национального рейтинга прозрачности Виктор Симоненко отметил, что «у города есть понимание разницы между цифрами и реальными эффектами. Сегодня Москва вышла на тот уровень, когда старается дотягивать подведомственные структуры до общего, достаточно высокого уровня, консультируя и помогая методологически». ЗА СЧЕТ ЧЕГО ПОЛУЧЕН РЕЗУЛЬТАТ? Теперь перейдем к основным достижениям московской системы госзаказа, позволившим обеспечить высокую эффективность закупок и столь уверенное лидерство в Национальном рейтинге прозрачности. Прежде всего, отметим, что за последние несколько лет в столице отлажена многоуровневая система согласования целесообразности проведения закупок и экспертизы начальных цен. При этом минимальный порог НМЦК, при котором такая экспертиза была обязательна, вначале составлял 50 млн руб., а затем был снижен до 10 млн руб. Во-вторых, в прошлом году была проведена масштабная работа по стандартизации тендерной документации, и эта работа сейчас продолжается. Ее итогом должно стать практически автоматическое формирование технических заданий, проектов контрактов и ряда других документов закупки на основе типовых шаблонов. В настоящее время уже утверждены 44 комплекта стандартной документации, в том числе на аренду автомобилей, организацию питания в школах, охрану и дезинфекцию; в ближайшее время планируется утвердить еще 150 комплектов, что позволит довести долю стандартизированных закупок до 50%. В-третьих, немаловажную роль в достижении эффективности играет централизация закупок — проведение совместных торгов для нужд нескольких заказчиков, что позволяет добиться оптимальных для городского бюджета цен. Можно привести и конкретные примеры очень значительного снижения цены в рамках централизованных закупок. Так, в ходе торгов на поставку компьютерной техники для московских школ стартовая цена 5,1 млрд руб. была снижена на 37%. А на торгах по закупке компьютеров для медицинских учреждений с НМЦК 2,2 млрд руб. ее удалось снизить на 45%. Кроме того, стоит отметить: планирование и проведение закупок силами контрактных служб главных распорядителей бюджетных средств, что позволило отказаться от услуг посредников; развитие Портала поставщиков, предназначенного для проведения закупок малого объема, а также «Биржи торгов» — площадки для прямого диалога городских властей с потенциальными поставщиками; расширение доступа малого бизнеса к городскому заказу (в 2016 году объем закупок у субъектов малого предпринимательства вырос на 77% и достиг 192 млрд руб.); автоматизированное приглашение к участию в торгах с помощью системы «Мосробот» (в день публикации извещения о закупке информация рассылается всем, кто ранее заключал контракты с городскими заказчиками на поставки аналогичной продукции); усиление дополнительного контроля на этапе приемки исполнения контрактов. Отметим, что помимо Национального рейтинга прозрачности закупок Москва регулярно получает высокие оценки в рамках других, в том числе и международных, исследований. Так, Всемирный банк оценивал рейтинг России в рамках исследования «Сравнение систем государственных закупок» по итогам опросов московских предпринимателей — участников торгов за городской заказ. В результате наша страна заняла одно из ведущих мест наряду с такими государствами, как США, Германия и Сингапур. Немаловажно и то, что московские городские закупки отсутствуют в так называемом «Индексе расточительности», который ведет Общероссийский народный фронт в целях привлечения внимания общественности к госзаказу, особенно дорогих предметов роскоши. Все эти данные позволяют говорить о том, что работа Департамента по конкурентной политике и Правительства Москвы по оптимизации городской закупочной системы в целом дает реальный положительный результат.

http://boi-mt.ru/fullelectro/51214