26.04.2017

Проект с перспективой

Минобрнауки презентовало новую для сферы закупок идею

На состоявшемся в начале апреля XIII Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ –ЗА честные закупки» организатором одного из круглых столов выступило Министерство образования и науки РФ. Ведомство представило здесь научную разработку «Формирование мер, направленных на повышение устойчивости проектов в постпроектный период». За длинным и несколько скучноватым названием — совершенно новый подход к эффективности закупок того или иного проекта или программы.

ПОЗИЦИЯ МИНИСТЕРСТВА

Руководство министерства отмечает свое стремление к открытости системы как собственных, так и всех остальных закупок. Однако считает, что это накладывает еще большую ответственность, заставляет быть еще более профессиональным, чтобы принимать верные решения о поставщике, особенно когда речь идет о закупках с высокой начальной максимальной ценой контракта.Ведомство организовало деятельность целого пула экспертов, сейчас в нем работают несколько тысяч человек. Эти специалисты проводят экспертизу заявок, которые подаются на конкурсы. По мнению директора департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки РФ Михаила Попова, глубокая профессиональная экспертная оценка позволяет точнее определять надежного поставщика.Стоит отметить, что Минобрнауки приняло самое активное участие во всех мероприятиях форума. Эффективная долгосрочная политика в сфере госзакупок заметна всегда, а потому не удивительно, что организаторы форума вручили представителям ведомства диплом за прозрачность и эффективность механизма закупок для образования и науки. О закупочной политике ведомства говорили и за круглым столом в рамках форума, где как раз и была презентована новая научная разработка.

— Министерство образования и науки РФ придерживается в закупках открытости и прозрачности, — сказал, открывая работу круглого стола, заместитель директора департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки Игорь Суколенов. — Наше ведомство в два раза увеличило количество торгов, мы сумели организовать рост конкуренции. За счет этого в 2016 году экономия составила 568 млн руб. Мы стараемся повышать долю участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Минобрнауки на всю Россию транслирует процедуру вскрытия заявок. Наш девиз — к росту экономии через эффективные закупки. Как правило, в рамках форума «Госзаказ –ЗА честные закупки» Минобрнауки готовит свою деловую часть программы и представляет интерактивную экспозицию на выставочной площадке форума. В этом году на стенде министерства презентованы разработки по федеральным целевым программам, которые курирует наше ведомство. Отмечу, что экспозиция Минобрнауки всегда вызывает большой интерес у участников форума, она всегда одна из самых посещаемых. Если говорить об остальной части деловой программы, то сегодня мы представляем новую научную разработку, которая, надеемся, тоже привлечет внимание профессионального сообщества.

С ДАЛЬНИМ ПРИЦЕЛОМ

Тема научной разработки — та самая, о которой было сказано выше: «Формирование мер, направленных на повышение устойчивости проектов в постпроектный период». Для его разработки министерством была создана научная группа. Игорь Суколенов подчеркнул: это пока лишь проект, поэтому важно, чтобы специалисты в сфере закупок, люди, которые занимаются практическими вопросами в закупочной сфере, могли принять участие в его обсуждении, высказать свое мнение.Сам проект представил заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы РФ по образованию, доктор педагогических наук, профессор Алексей Майоров. В чем смысл данной научной разработки, он пояснил на простом примере. Допустим, есть цель — подготовить 120 учителей, и задача выполнена. Но в своей разработке авторы повышают планку, расширяют спектр задач: важно не просто насколько качественно подготовлены данные педагоги, но и то, как эти учителя стали пользоваться полученными глубокими знаниями, как это сказалось на подготовке их учеников.Иными словами, смысл в том, чтобы суметь просчитать все плюсы на долгосрочную перспективу, а потом уже вкладывать деньги в закупку того или иного товара, работы, услуги. При выборе поставщика не ограничиваться просто дешевизной программ, оборудования и приемлемым качеством, но и той пользой, которую может принести покупка уже в постпроектный период.— Порой бывает, что настоящий эффект приносит не столько сам реализованный проект, а тот объект, который создан в результате реализации проекта, — пояснил Алексей Майоров. — Такой проект может положительно воздействовать на развитие всей системы даже после завершения работы с таковым. Типология устойчивости включает в себя нормативно-правовую базу, финансы, общественно-политическое мнение и т. д.Сейчас, зачастую осуществив закупку и получив за вложенные деньги нужный объем товаров, работ и услуг, заказчик уже не очень вникает в дальнейшую судьбу приобретения. А оказывается, если отслеживать результаты в долгосрочной перспективе, можно сделать для себя соответствующие выводы и в последующих закупках принимать более обоснованные решения. Может быть, сама закупка будет несколько дороже, чем обычно, однако последующий эффект окажется более весомым и в целом более экономически выгодным.

ГЛЯДИМ В ОБА

В презентованной научной разработке есть несколько основных моментов. Они и стали предметом достаточно бурного обсуждения. Ведь в образовательные и другие программы вкладываются те самые бюджетные средства, которые необходимо расходовать эффективно.Самые важные темы, затронутые в научной разработке, — понятие устойчивости проекта и его реализация в практике федеральных целевых программ; переход от контроля над процессом реализации проекта к контролю над его результатами; соотношение цели и результата для устойчивого проекта; требования к продуктам, получаемым в результате реализации того или иного проекта, которые обеспечивают их внедрение в широкую практику работы; достижение целей как системных эффектов и целей как социальных инвестиций; другие важные вопросы.Алексей Майоров отметил: многое в этой работе зависит от того, для чего и для кого предназначена программа: для школьников, для самообразования, для повышения квалификации. Важно понять, будут ли жизнеспособны те критерии, которые сегодня представлены на стадии реализации проектов.Участники круглого стола высказывали свои предложения, сомнения, пожелания. Например, чтобы такие моменты четко прописывались непосредственно в заказе, ведь сам поставщик может расписать что угодно. Прозвучало весьма резонное замечание: результаты, о которых говорится в научной разработке, могут быть известны и через 8 — 10 лет, как в таком случае закрывать этот результат, каким экспертным сообществом?Если разработчики программы предлагают внедрить ее, а через два года выяснять, что конкретно надо дорабатывать, то сразу появляется вопрос: кто возьмет на себя такую ответственность? Ведь в этом и есть основное противоречие между заказчиком и поставщиком. Некоторые результаты нельзя измерить в течение календарного года, как нельзя за один год (а это основной временной показатель для закупки) разработать программу, апробировать ее и внедрить.Авторы научной разработки отметили, что работа круглого стола прошла в конструктивной обстановке и те замечания, которые высказали специалисты по закупкам, будут обязательно тщательно проанализированы. Специалисты же, в свою очередь, получили пищу для размышлений и возможность взглянуть на свою работу под другим углом зрения. Ведь система закупок, как и любая другая система, требует постоянного совершенствования и развития.

http://boi-mt.ru/fullelectro/51701