27.04.2017

Консилиум для отрасли

Что влияет на эффективность госзакупок в здравоохраненииВ рамках форума-выставки «Госзаказ – ЗА честные закупки» 6 апреля состоялось пленарное заседание «Эффективные закупки в здравоохранении». Здесь обсудили буквально все аспекты этой проблемы. Ведь сегодня происходит эволюция программы развития здравоохранения, к тому же система здравоохранения нацелена на импортозамещение как гарантию эффективности отрасли. Очень важная тема — контроль закупок лекарственных средств, оценка эффективности препаратов при подготовке решения о закупках, стоимость лекарственной технологии в рамках процесса ценообразования. Также поднимались вопросы о справочнике цен, референтных ценах. Не осталось без внимания развитие процесса закупок лекарственных средств, медоборудования и средств реабилитации.

СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Открывая работу заседания, депутат Госдумы РФ, координатор Центра Общероссийского народного фронта по мониторингу качества и доступности здравоохранения, член Центрального штаба ОНФ Николай Говорин отметил: информация, которую размещают заказчики по вопросам закупки лекарств и медоборудования, свидетельствует о том, что такие закупки занимают 2-е место по объему бюджетных трат. Вместе с тем, по данным Счетной палаты, по итогам 2014, 2015 и 2016 годов эффективность закупок минимальна, экономия не превышает 6 — 7%. Не удалось избавиться от коррупционных рисков, до сих пор не принят каталог товаров, работ и услуг. В стране пока отсутствует практика единого подхода к ценообразованию в закупках, что влечет за собой большую ценовую разницу в регионах. Судебная практика также очень разнится.При закупке лекарств и определении начальной максимальной цены контракта до сих пор ведутся споры вокруг списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Один и тот же препарат может отличаться по цене на порядок.Николай Говорин отметил наличие и других системных проблем в сфере госзакупок лекарств. Это, например, некорректное описание объекта госзакупок, объединение в один лот разных препаратов и т. д.

ВЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ

В обсуждении принял участие первый заместитель министра здравоохранения РФ Игорь Каграманян. Он назвал здравоохранение одной из жизнеобразующих отраслей, а эффективное использование бюджетных ресурсов — одним из резервов системы здравоохранения.— В ценообразовании наши надежды связаны в том числе с импортозамещением, — сказал первый заместитель министра. — На выставке мы увидели: те разработки, которые в прошлом году еще позиционировались как проблемные в плане внедрения, сегодня уже становятся привычными для медиков и пациентов, это оборудование уже эксплуатируется. Также позволяет успешно работать в направлении импортозамещения так называемое правило «третий лишний», когда при наличии двух российских поставщиков товара иностранные поставщики к конкурсным процедурам не допускаются.Стоит отметить, что в тот же день, когда обсуждалась проблема госзакупок лекарств и медицинских изделий в рамках форума-выставки, эта тема поднималась и на профильном совещании в правительстве страны. Здесь тоже были отмечены положительные результаты, которые принесли преференции отечественным производителям медицинских товаров. Премьер-министр подчеркнул, что под правило «третий лишний» попали закупки уже более 100 наименований медицинских изделий. И недаром на форуме-выставке первый заместитель министра здравоохранения назвал эти преференции объективными. Одним из главных успехов Игорь Каграманян назвал создание информационно-аналитической системы, которая уже запущена в тестовом режиме. Она разработана специалистами Минздрава, Ростеха, ФАС России и других ведомств. Предполагается, что в промышленную эксплуатацию она вступит с 1 января 2018 года. Это позволит видеть цену медицинских изделий, препаратов в любом уголке страны. Узнать, что почем, смогут и губернаторы, и федеральное казначейство. Для заказчика это может стать хорошим сберегающим механизмом. Однако эффективное использование бюджетных средств — это не просто польза экономии, это еще поддержка соответствующей отрасли, что дает двойную пользу.Первый заместитель министра отметил, что ведомство всегда открыто диалогу. При министерстве создан координационный совет, представители Минздрава готовы использовать для совместных обсуждений площадки профильных комитетов Госдумы, тем более что тем для обсуждения множество.

У ИННОВАЦИИ АНАЛОГОВ НЕТ

На пленарном заседании руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Уйба остановился на проблеме инноваций в здравоохранении. В Законе № 44-ФЗ не прописаны преференции для инноваций. Чтобы удешевить покупку, регулятор предлагает находить аналоги. Однако инновации не могут быть аналогами: инновация — всегда прорыв.Еще одна проблема, которую поднял Владимир Уйба, — то, что мы продолжаем регулировать покупку тяжелой медицинской техники бюджетом.— Есть деньги — мы закупаем аппараты для МРТ и прочее оборудование, нет денег — не закупаем, — отметил Владимир Уйба. — А должно быть все четко: приобрели аппарат, он отработал свой срок, а когда теряется заложенная в него техническая мысль, он в обязательном порядке меняется на новый. В такой ситуации уместно отдавать закупку тяжелой медицинской техники поставщику, частно-государственному партнерству, а не расходовать на это бюджетные деньги. А здравоохранению закупать услуги, направляя больных на обследования и оплачивая работу соответствующей аппаратуры.В продолжение этой темы прозвучало выступление заместителя председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Елены Сучковой. Она рассказала о том, как снизить риски при аренде оборудования, а также о том, что в закупочной документации необходимо прописывать сроки использования оборудования и его техническое обслуживание, чтобы оградить эту сферу от недобросовестных поставщиков. Нужны жесткие требования по эксплуатации мед- техники.

АНАЛЬГИН С МАРКИРОВКОЙ

О маркировке лекарственных препаратов, позволяющей избежать некачественных товаров или подделок, говорил на пленарном заседании заместитель руководителя Росздравнадзора Дмитрий Пархоменко. Сегодня заказчик имеет право вернуть поставщику некачественный медицинский товар. А от рядового гражданина аптеки обратно лекарственные средства и прочие медизделия не принимают. Здесь свою положительную роль как раз и может сыграть маркировка, помогающая отслеживать путь медпрепаратов от конвейера производителя до розничного покупателя. Представитель Росздравнадзора отметил: предполагается, что отвечать за это будет налоговая служба, у которой уже большой опыт по работе с чипированными меховыми изделиями. Сегодня эксперимент введен в 9 субъектах РФ на добровольных началах. По его окончании подведут итоги и выяснят, насколько это выгодно и каких это требует затрат.

ОПЯТЬ СГОВОРИЛИСЬ

Пока же нерадостную информацию предоставил в ходе пленарного заседания начальник управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы России Андрей Тенишев: ФАС выявила 70 картельных сговоров при госзакупках лекарственных препаратов и медицинского оборудования. На начало 2017 года картельные сговоры были выявлены в 80 регионах России. Признаки картелей обнаружены при проведении 3 тыс. открытых аукционов в электронной форме. Общий объем начальной (максимальной) цены контрактов по этим закупкам превышает 12 млрд руб. Уровень картелизации госзакупок лекарств стремительно вырос за год.— При этом хочу подчеркнуть: выявляли мы все своими силами, потому что ни один поставщик и ни один заказчик не обращались к нам с такими проблемами, — сказал Андрей Тенишев.Понятно, что картельные сговоры могут влиять на цену закупаемых лекарств и медицинского оборудования. Так что это еще одна причина неэффективного расходования бюджетных средств в здравоохранении.

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТА

вообще причин, влияющих на цены, а стало быть, на эффективность госзакупок, достаточно. Еще одну из них озвучил заместитель директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Дмитрий Готовцев.— Для более эффективного расходования бюджетных денег контракт должен заключаться на длительный срок, — отметил на пленарном заседании представитель Минэка. — Бюджет же утверждается на три года, поэтому о долгосрочности можно говорить только в рамках государственных программ.В этот же день в рамках форума-выставки состоялась дискуссия «Совершенствование механизмов закупок лекарственных средств и медицинского оборудования — приоритетный вектор развития в сфере социальной политики государства». Здесь участники продолжили поднимать самые острые вопросы.Надо отдать должное организаторам форума-выставки: понимая всю важность проблем госзакупок для нужд государства в сфере здравоохранения, они придали данной теме в этом году особое звучание. Помимо пленарных и дискуссионных мероприятий здесь была организована выставочная часть, сформирован кластер «Российское здравоохранение». Увидеть последние отечественные медицинские разработки своими глазами — это важно. Наверно, поэтому сегодня эти разработки не пылятся на полках, а интенсивно внедряются в жизнь.

http://boi-mt.ru/fullelectro/51755