27.04.2017

Не просто площадка

ЭТП должны стать торговыми домамиЗакон о контрактной системе работает всего третий год, однако за это время в него было внесено огромное количество поправок, которые касались самых разных аспектов. В настоящий момент в Госдуме лежит очередной пакет поправок, который в итоге должен определить место электронных торговых площадок (ЭТП) на рынке госзакупок.

НОВЫЕ ПОПРАВКИ

Речь об этом шла на очередной конференции «ЭТП в России — 2017», в ходе которой выяснилось, что о смысле предлагаемых к рассмотрению нижней палатой поправок знают далеко не все участники рынка.— Я решил, что не будет лишним рассказать, какие инновации коллеги-законодатели нам подготовили. Обращаю внимание, что второе чтение, если законопроект пройдет, это почти уже принятый закон, потому что в ходе третьего принимаются только чисто косметические поправки. Сейчас мы находимся на одном из завершающих этапов почти двухгодичной работы, — рассказал генеральный директор ЭТП «ТЭК-торг» Дмитрий Сытин. — На сегодняшний день поправки к ФЗ-44 занимают 180 страниц. По словам эксперта, рынок торгов в РФ включает в себя четыре блока. Во-первых, это госзакупки по Закону № 44-ФЗ, во-вторых, закупки отдельных юридических лиц по Закону № 223-ФЗ, а третий и четвертый блоки — это торги по банкротству и приватизации. Все эти четыре блока жестко регулируются со стороны законодателя.— Первый и четвертый блоки более- менее отрегулируем, как минимум, по количеству площадок. Что касается второго и третьего блоков, то на них работает одна из инициатив законодательства, направленная на снижение количества площадок, работающих по Закону № 223-ФЗ. Для четвертого блока нет никаких нововведений, — уточнил Дмитрий Сытин. К числу основных новшеств в первую очередь стоит отнести отбор ЭТП на основании постановления Правительства РФ. Дело в том, что правительство рассматривает электронные площадки в ФЗ-44 как элемент государственной инфраструктуры, считая его механизмом взаимодействия с рынком.— Государство определит то количество площадок, на которых ему комфортно проводить собственные закупки. Обращаю внимание, что государство является как раз основным заказчиком, то есть это главный хозяйствующий субъект с точки зрения закупок, — уточняет Дмитрий Сытин. Первичная регистрация поставщиков будет производиться в ЕИС, а не на площадках. Предполагается, что это будет какая-то единообразная процедура, а информация о поставщиках попадет на площадки уже из ЕИС. Кроме того, планируется перевод работы с обеспечением на спецсчета в банки.— Государством будет определен перечень банков, в которых поставщики должны будут открыть счета со специальным режимом ведения счета. Все обеспечение будет на этих счетах, не на площадках. И мы должны построить достаточно сложную систему взаимодействия в соотношении «много площадок — много банков», для того чтобы это все отлично функционировало, — говорит генеральный директор ЭТП. Одновременно с этим планируется отменить требование обеспечения для процедур торгов. Сейчас размер такого взноса может доходить до 5 млн руб. Еще одним крайне важным нововведением, которое должно появиться в самом ближайшем времени, будет появление специального каталога товаров, работ и услуг, над созданием которого в настоящий момент интенсивно работают государственные органы.

«МАЛЫШЕЙ» НЕ ЗАБУДУТ

Будут жестко обозначены правила закупок у малого и среднего предпринимательства.— Это специальные виды закупок, они будут проводиться только на отобранных по ФЗ-44 площадках, — говорит Дмитрий Сытин.Аккредитация МСП на электронных торговых площадках будет проходить по правилам ФЗ-44. Это значит, что она обязательно будет включать в себя договор в электронном виде.— Для Закона № 44-ФЗ ЭТП — это только функционал. Я длительное время занимался корпоративными информационными системами, и у меня сложилось четкое ощущение, что государство, как хозяйствующий субъект, выстраивает закупочный контур ERP-системы, где основным элементом выступает ЭТП, на которой просто выполняются торги. Судя по документам, работу с поставщиками государство хочет взять на себя и воспроизвести всю ту инфраструктуру общения с поставщиками, которая сейчас есть у нас, то есть все call-центры, круглосуточная поддержка и т.д., будет в руках государства, — полагает Дмитрий Сытин.Все это, по мнению эксперта, приведет к тому, что доля процедур с участием МСП будет увеличиваться. В итоге отобранные площадки будут магнитом концентрации поставщиков и процедур.— Если вспомнить последний отчет ФАС, то можно видеть, что 70% экономики страны составляют государственные или окологосударственные субъекты, которые проводят закупки по Закону № 223-ФЗ, — отметил Дмитрий Сытин.Таким образом, позиция ЭТП на рынках госзакупок может претерпеть существенные изменения. Площадки могут лишиться определенных сервисов. В частности, не будет необходимости вести электронный документооборот в том виде, как он представлен сейчас, уйдут аккредитации и связанные с этим сервисы, а также почти все финансовые сервисы.

РЫНКИ И СИСТЕМЫО

днако останется огромный сегмент, который включает в себя закупки до 100 тыс. руб., которые пока еще не так сильно регулируются государством.— Это нерегулируемая зона, за которую площадки могут побороться, — говорит Дмитрий Сытин.Эксперт уточнил, что пока непонятно, есть ли тут тенденция к созданию электронных магазинов в информационной системе субъектов РФ. В частности, в Москве, например, существует внутренняя система автоматизации, где бесплатно можно делать закупки до 100 тыс. руб. Это всем известный сервис Портал поставщиков, который успел себя зарекомендовать с самой лучшей стороны.ЭТП уже давно не интересна для рынка сама по себе, она должна трансформироваться в комплексного сервисного поставщика полного цикла закупок, чтобы заказчик не задумывался над технологией процесса, а просто мог бы делать там все, что ему необходимо.— Но самое главное, это чтобы площадка могла многое делать за него. Например, привлекать поставщиков, формировать начальную (максимальную) цену и т.д. Иными словами, для того чтобы стать поставщиками всего цикла сервисов, своеобразным торговым домом для заказчика, площадка должна реализовать комплексную программу бизнес-сервисов, — полагает Дмитрий Сытин.Сейчас на рынке есть потребность в централизованных функциях. Несколько из них лежат на поверхности. Это аккредитация, единый каталог, потому что государство делает не каталог товарно-материальных ценностей, которые можно закупить, а каталог предметов закупки.— Мы видим, что подобные общерыночные сервисы можно развивать только с помощью какого-то объединения, а не одного юридического лица. И мы считаем, что рынок и государство могли бы участвовать в подобной организации через разные совещательные органы, — говорит Дмитрий Сытин.

http://boi-mt.ru/fullelectro/51766