28.04.2017

Столичный заказ — под двойной контроль

Главконтроль и УФАС создали рабочую группу по взаимодействию в закупочной сфере Первое заседание рабочей группы по обеспечению взаимодействия Главного контрольного управления города Москвы и Московского управления Федеральной антимонопольной службы при осуществлении закупок для нужд российской столицы прошло 16 марта в здании Правительства Москвы. Рабочая группа — это совещательный орган, созданный в соответствии с совместным приказом УФАС и Главконтроля с целью выработки единых подходов и механизмов контроля закупок, осуществляемых по ФЗ-44 и по ФЗ-223. Сопредседателями рабочей группы стали начальник Главконтроля Евгений Данчиков и руководитель УФАС Армен Ханян; кроме того, в ее работе принимают участие заместитель начальника Главконтроля Владислав Овчинский, заместитель руководителя УФАС Михаил Гатов и ряд специалистов.

НОВЫЙ ФОРМАТ СОТРУДНИЧЕСТВА

Открывая заседание, Евгений Данчиков отметил, что рабочая группа была создана для усиления взаимодействия Главконтроля и УФАС. Сотрудничество двух ведомств осуществляется давно и на разных уровнях — методологическом, организационном, практическом. Теперь, по предложению Армена Ханяна, оно приобрело еще более серьезный формат. Основные задачи рабочей группы заключаются в повышении качества и эффективности закупок в Москве, обеспечении еще более высокого уровня прозрачности и здоровой конкуренции, создании комфортных условий для бизнеса и других участников закупочного процесса. Руководитель УФАС, в свою очередь, назвал создание рабочей группы очередным этапом совместной работы двух контрольных органов и поблагодарил Евгения Данчикова за поддержку своей инициативы. Кроме того, он отметил необходимость предупреждать те нарушения, которые вольно или невольно могут совершать заказчики, тем самым поддержав систему предварительного контроля закупок, на которую делается основной упор в московском Главконтроле. По словам Ханяна, одним из главных итогов, к которым должно привести взаимодействие двух ведомств, может стать снижение количества жалоб в УФАС.

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Главной темой первого заседания рабочей группы стал вопрос о выработке единых подходов к планированию контрольной деятельности. С основным докладом выступил Владислав Овчинский, подчеркнувший, что планирование — жизненно важный вопрос для контролеров, а их главная задача заключается не в наказании за нарушения, а в их предупреждении, чего можно добиться, проанализировав те риски, которые возникают у заказчиков. Далее речь шла о риск-ориентированном методе планирования, который используется Главконтролем с 2014 года и применяется для контроля госзакупок, государственных финансов и госуслуг. В число основных преимуществ этого метода входят автоматизация и учет полного объема накопленной за год информации при подготовке плана контрольных мероприятий, проверка возникающих рисков и оперативное реагирование на них вместо «сплошного» контроля всех заказчиков. Кроме того, докладчик напомнил коллегам, что в паспорте реформы контрольно-надзорной деятельности, разработанном в конце прошлого года в соответствии поручением Президента РФ, выработка риск-ориентированного подхода была указана в качестве ключевого приоритета. В двух словах суть риск-ориентированного метода в сфере закупок состоит в следующем. Для оценки рисков Главконтроль разработал 30 критериев. В их основу легли сведения по каждому из городских заказчиков: обоснованность закупок, доля закупок, проведенных с нарушениями, уровень конкуренции, снижение начальной максимальной цены контракта, соблюдение требований законодательства при заключении контракта с единственным поставщиком, результаты проверок, рассмотрение жалоб и наложение штрафов, изменения существенных условий контрактов, своевременная публикация информации о закупках и т. д. По каждому из критериев заказчику ставится определенный балл, а на основе баллов, выставленных по всем 30 критериям, формируется рейтинг потенциальных нарушителей. Он ложится в основу плана проверок на следующий период: в первую очередь проверки проводятся у тех заказчиков, которые занимают худшие позиции в рейтинге. Помимо места в рейтинге учитываются количество и совокупная стоимость закупок, а также время, прошедшее с момента последней проверки. Приведем лишь один конкретный пример критерия оценки: отношение среднего снижения НМЦК по всем контрактам заказчика к среднему снижению НМЦК по всем контрактам всех московских заказчиков. Так вот, согласно методике Главконтроля, уровень риска считается низким, если среднее снижение у заказчика чуть меньше или такое же, как у всех. Если снижение значительно меньше или, наоборот, больше, чем в среднем по всем заказчикам, — это признается средним уровнем риска. Высокий риск — это когда снижение НМЦК у данного заказчика намного больше или намного меньше, чем в среднем по городу. Дело в том, что если снижение цен у заказчика существенно меньше, чем у других, значит, есть подозрение на ограничение конкуренции; если, наоборот, больше — значит, заказчик, возможно, неправильно определяет НМЦК. Более детальное обсуждение критериев, используемых в риск-ориентированном методе, прошло в закрытом режиме.

ЕДИНСТВО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

В ходе заседания рабочей группы был также рассмотрен вопрос об избыточных требованиях при формировании тендерной документации. В частности, речь шла о перспективах отмены фор- мы 2 на аукционах в Москве. В рамках заседания было подчеркнуто, что контрольные органы должны участвовать в совместной работе по стандартизации качественных характеристик товаров, работ и услуг, являющихся предметами госзаказа, а также закупок по ФЗ-223; это позволит своевременно обеспечивать потребности заказчиков и приведет к повышению эффективности государственных расходов. По окончании заседания Евгений Данчиков и Армен Ханян ответили на вопросы журналистов. В частности, от нашего журнала был задан вопрос о едином подходе к планированию контроля закупок: каким образом Главконтроль и УФАС будут дополнять друг друга? Отвечая на него, Евгений Данчиков подчеркнул, что главное — это единое понимание Главконтроля и УФАС о том, что является нарушением, а что — нет. Необходимо добиться единства правоприменительной практики, чтобы исключить ситуации, когда подают жалобы то в один контрольный орган, то в другой и выбирают то решение, которое больше нравится. Кроме того, в рамках ответов на вопросы было заявлено, что, хотя деятельность рабочей группы распространяется исключительно на Москву, она готова оказать помощь в модернизации закупок других регионов страны, а в случае необходимости — выступить с инициативой по внесению изменений в федеральное законодательство.

http://boi-mt.ru/fullelectro/51816