28.04.2017

Четвертый год подряд

Форум «Госзаказ — ЗА честные закупки» начался с дискуссии о промежуточных итогах работы по ФЗ-44Важнейшим ежегодным событием в сфере госзаказа и закупок отдельных видов юридических лиц является Всероссийский форум- выставка «Госзаказ — ЗА честные закупки». В этом году форум прошел уже в 13-й раз; местом его проведения стала территория Выставки достижений народного хозяйства. Работу форума 5 апреля открыла дискуссия «Четыре года вместе с ФЗ-44: результат, эффект, прогноз». В ней приняли участие представители федеральных и региональных ведомств, бизнеса и общественных организаций. Модераторами вводной дискуссии форума стали заместитель генерального директора информационного агентства ТАСС Андрей Соколов и эксперт проекта Общероссийского народного фронта «ЗА честные закупки» Павел Лисин. Открывая дискуссию, Соколов обозначил принципиальное отличие форума 2017 года от аналогичных мероприятий прошлых лет: помимо очередного обмена опытом и обобщения результатов работы в сфере закупок на нем должны быть сформулированы конкретные законодательные инициативы. Лисин также отметил, что в этом году на форуме будет сделан акцент на совершенствование законодательства. Кроме того, он кратко упомянул отраслевые темы, которые станут предметом для обсуждения.

ПОЗИЦИЯ РЕГУЛЯТОРА

В рамках дискуссии выступили заместители руководителя департамента контрактной системы Минэкономразвития РФ Сергей Икрянников и Дмитрий Готовцев, озвучившие позицию ведомства, пока еще уполномоченного регулировать контрактную систему (по некоторым сведениям, эта роль вскоре может перейти к Минфину РФ). В первую очередь они упомянули основные достижения российской системы госзаказа и ряд готовящихся изменений. В частности, Сергей Икрянников напомнил об исследовании Всемирного банка, согласно которому российская контрактная система заняла 11-е место в мире; причем позади нас оказались такие развитые страны, как Великобритания и Франция. Одним из главных достижений, по которым Россия занимает лидирующие позиции, стала информационная открытость госзаказа, достигнутая благодаря созданию Единой информационной системы. Во многих европейских странах получить тот объем информации, который размещен в ЕИС в открытом доступе, можно только по платной подписке.В выступлениях представителей Минэкономразвития были озвучены и некоторые количественные показатели, свидетельствующие о вкладе закупочной системы в развитие экономики страны. В частности, поддержка малого и среднего бизнеса в прошлом году составила более 600 млрд руб. А поддержка отечественных производителей за весь период функционирования ЕИС превысила 1,5 трлн руб. В ходе своего выступления Дмитрий Готовцев сообщил, что обсуждается возможность объединения планов и планов-графиков закупок. Дело в том, что потенциальных участников торгов интересуют только планы-графики, а из трехлетних планов они практически не могут извлечь нужную для них информацию. В числе других готовящихся изменений был упомянут очень важный для поставщиков законопроект, устанавливающий 30-дневный предельный срок оплаты по госконтрактам.

НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКАЗЧИКОВ

В начале 2017 года госзаказчики столкнулись с серьезной проблемой, связанной с усилением казначейского контроля. В результате установленного запрета на публикацию тендерной документации, не прошедшей контроль, система госзаказа оказалась на пороге коллапса, в связи с чем Правительство РФ было вынуждено сделать шаг назад. Выступившая в рамках вводной дискуссии форума начальник Управления интегрированных информационных систем государственных финансов Федерального казначейства Наталья Гвоздева признала остроту проблемы и заявила о готовности обсуждать предложения по упрощению работы заказчиков в ЕИС. Вместе с тем представитель Минэкономразвития Икрянников подчеркнул, что правительство не отказалось от казначейского сопровождения контрактной системы, а лишь дало заказчикам отсрочку. По данной теме высказался и генеральный директор ООО «Бюджетные и финансовые технологии» Александр Моносов. По словам бизнесмена, прежде чем внедрять те или иные новации на практике, надо провести их детальное обсуждение, а также протестировать информационную систему, в которой эти новации должны быть реализованы.О другой проблеме, также возникшей в начале текущего года и связанной с переходом государственных и муниципальных унитарных предприятий на торги по ФЗ-44, рассказал руководитель департамента реализации законодательных инициатив Минкомсвязи РФ Василий Горбунов. Он продемонстрировал трудности перехода на новое, более жесткое регулирование закупок на примере подведомственного Минкомсвязи ФГУП «Почта России», описав ряд конкретных ситуаций, когда ФЗ-44 не только усложняет работу, но и приводит к снижению доходов почты. Частично решить проблему текущего года удалось за счет того, что «Почта России» сделала очень много заказов по ФЗ-223 в конце прошлого года. По словам генерального директора ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» Якова Геллера, переход на ФЗ-44 привел к тому, что многие унитарные предприятия стали перерегистрироваться, становясь акционерными обществами со 100%-ным государственным (муниципальным) капиталом. Между тем, по мнению Икрянникова, перерегистрация ГУП в АО — это хорошо для экономики, поскольку акционерные общества легче перевести в рыночную среду.

КАКОЙ ЗАКОН ЛУЧШЕ?

Пожалуй, наиболее критическим было выступление вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства — МСП «ОПОРА РОССИИ» Владислава Корочкина. По его мнению, переход с прежде действовавшего Закона № 94-ФЗ на ФЗ-44 отбросил систему госзакупок на два шага назад. Он считает, что принятие ныне действующего закона привело к росту коррупции; что сейчас без предварительной договоренности можно получить контракт стоимостью до 2 — 3 млн руб., а все госзаказы на суммы свыше 10 млн руб. — «договорные».Яков Геллер поддержал представителя «ОПОРЫ», напомнив коллегам, что и он сам активно выступал против принятия Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем он отметил, что команде Минэкономразвития РФ, ответственной за контрактную систему, удалось провести несколько блоков поправок, улучшивших действующий закон. Однако Сергей Икрянников не согласился с критикой ФЗ-44: по его данным, большинство и заказчиков, и поставщиков считают, что действующий закон лучше, чем ФЗ-94. А ряд заказчиков, которые говорят, что ФЗ-94 был лучше, заняли такую позицию потому, что при старом законе им легче было совершать злоупотребления.

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ИЗ РЕГИОНОВ

О механизме централизации госзаказа на уровне субъекта Федерации рассказал заместитель министра экономического развития Алтайского края Дмитрий Батейкин. Он сообщил, что на Алтае 100%-ная централизация была проведена еще в 2006 году, когда действовал ФЗ-94. Это дает хорошие результаты — рост количества участников закупок и достаточно большое снижение начальных цен. Так, за весь период централизации на госзакупках удалось сэкономить 13,5 млрд руб. (около 16% краевого бюджета); в частности, только в 2016 году было сэкономлено 2,3 млрд руб. По словам Батейкина, в Алтайском крае муниципальный заказ давно интегрирован в государственный, а в настоящее время региональные власти ведут работу по централизации закупок, проходящих в соответствии с Законом № 223-ФЗ.Председатель правления Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам» Лидия Никифорова в своем выступлении отметила наличие позитивных примеров закупочных практик и в целом ряде других субъектов РФ. Речь, в частности, идет о централизации, совместных закупках, стандартизации предметов госзаказа и о законных методах поддержки региональных производителей (через снижение административных барьеров). По ее словам, лучшие региональные практики могут внести весомый вклад в развитие российской контрактной системы.

http://boi-mt.ru/fullelectro/51902