28.04.2017

Предпочтения в закупках

Минэкономразвития провело мониторинг применения Закона № 223-ФЗ в 2016 году Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад о результатах мониторинга применения Закона № 223-ФЗ о закупках отдельных видов юридических лиц за 2016 год. В документе содержатся статистическая информация, аналитические выводы, сведения о состоявшихся изменениях законодательства и предложения по его дальнейшему совершенствованию, а также данные о нарушениях в сфере закупок по ФЗ-223. В качестве позитивного факта можно упомянуть рост конкуренции на торгах: с 1,2 заявки на лот в 2015 году до 1,64 — в 2016 году.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В 2016 году было принято два новых закона, связанных с регулированием закупок отдельных видов юридических лиц. Один из них установил обязанность заказчиков, работающих по ФЗ-223, использовать законодательство о стандартизации при описании объекта закупки. Второй — это широко известное решение о переводе государственных и муниципальных унитарных предприятий с ФЗ-223 на ФЗ-44.Остальные изменения были приняты в форме постановлений и распоряжений Правительства РФ. Большинство из них связано с закупками у субъектов малого и среднего предпринимательства — МСП. В частности, речь идет о решении повысить долю закупок, проводящихся только среди субъектов МСП, с нынешних 10 до 15%, начиная с 2018 года. Кроме того, были утверждены перечни юридических лиц, чьи планы закупок подлежат оценке со стороны «Корпорации «МСП» или со стороны региональных властей.В докладе было отмечено ключевое решение, принятое в прошлом году: пересмотр политики Правительства РФ в отношении реформы закупок отдельных видов юридических лиц. В соответствии с новой правительственной политикой, радикальная реформа будет проведена только в отношении закупок стоимостью до 400 млн руб., проводимых среди субъектов МСП. Такие закупки будут осуществляться с использованием того же ограниченного перечня процедур и на тех же электронных торговых площадках, что и госзакупки по Закону № 44-ФЗ. Кроме того, на таких торгах предлагается унифицировать требования к предоставляемым участниками документам, в том числе к банковским гарантиям. Все остальные торги по ФЗ-223 по-прежнему будут проходить как в электронной, так и в «бумажной» форме, с использованием «иных способов», указанных заказчиками в положениях о закупке.

СТАТИСТИКА ЗАКУПОК

Перейдем к обзору ключевых статистических данных по закупкам в рамках ФЗ-223, а также некоторых аналитических выводов, сделанных авторами документа. По состоянию на конец прошлого года в Единой информационной системе госзакупок было зарегистрировано 86 419 заказчиков по ФЗ-223; в частности, 5609 организаций зарегистрировались в прошлом году. Между тем 8530 организаций-заказчиков не провели ни одной закупки. Это может быть связано с определенными видами мошенничества на рынке: к примеру, с деятельностью фирм-«однодневок», которые назначают торги, собирают деньги, выделяемые на обеспечение участия, а затем исчезают.В докладе была упомянута директива Правительства РФ, предписывающая нескольким десяткам заказчиков по ФЗ-223, включенных в специальный перечень, разработать и опубликовать в ЕИС собственные нормативы закупок товаров, работ и услуг, по аналогии с нормированием госзаказа. Однако, по данным на конец прошлого года, это сделали лишь 40% заказчиков из данного перечня. В их число вошли такие известные компании, как «Роснефть», «Транснефть», «Ростелеком», «Аэрофлот» и т. д. Как правило, нормативы утверждались в отношении покупки автомобилей, мебели, оргтехники и канцтоваров, заказа услуг транспорта, связи, страхования и обучения.В прошлом году в ЕИС было размещено 1 532 374 извещения о закупке на общую сумму свыше 25,7 трлн руб. Это на 9% по количеству и на 11% по стоимостному объему превышает аналогичные показатели за 2015 год. При этом на долю пяти крупнейших заказчиков приходилось 28% всего объема размещенных извещений.Между тем лишь 5% объема всех заказов было размещено на конкурсах и аукционах в соответствии с гражданским законодательством; 36% пришлось на закупки у единственного поставщика, а 59% — на «иные способы», количество которых, по данным Минэкономразвития, в прошлом году возросло почти на тысячу и достигло 4480 единиц.Очень часто «иной способ» является иным названием закупки у единственного поставщика. Иногда это видно даже из самого названия, такого как «неконкурентная закупка», «непосредственная закупка», «прямой контракт», «прямой выбор» и т. д. Вместе с тем среди этих способов встречаются и конкурентные, например «запрос цен», «запрос котировок», «запрос предложений», «редукцион» и т. д. В этой связи эксперты Минэкономразвития предлагают сделать в Законе № 223-ФЗ четкое разделение на конкурентные и неконкурентные процедуры.Важным позитивным фактом является рост конкуренции на торгах по ФЗ-223. Если в 2015 году среднее количество заявок на лот было 1,2, то в 2016 году — 1,64. По мнению авторов доклада, одной из причин этого могли стать решения, обязывающие заказчиков проводить закупки у субъектов МСП.Кроме того, в документе отмечено, что объем электронных закупок, проведенных на ЭТП, составил 6,7 трлн руб. Это на 1,3 трлн руб., или почти на четверть, выше аналогичного показателя в 2015 году. Согласно данным на конец прошлого года, торги по ФЗ-223 можно было проводить на 174 ЭТП, интегрированных с ЕИС. При этом 99% объема электронных торгов прошли на 46 площадках, а 71% — на 6 ЭТП. Правда, в число этих шести площадок попала лишь одна, аккредитованная для торгов по госзаказу, а именно Единая электронная торговая площадка. А самые большие объемы электронных торгов по ФЗ-223 проходили через ЭТП «ТЭК-Торг» и ЭТП «Газпромбанка» (свыше триллиона рублей на каждой из них).

СТАТИСТИКА ДОГОВОРОВ

Информацию о заключенных договорах можно получать из двух источников: ежемесячной отчетности заказчиков и реестра договоров. Так вот, согласно первому из них, в 2016 году заказчики по ФЗ-223 заключили договоры на общую сумму 21,1 трлн руб., а согласно второму — на 15 трлн с не- большим. Комментируя это, эксперты Минэкономразвития отмечают, что при составлении ежемесячной отчетности заказчики могут допускать ряд ошибок. Между тем заметим, что о расхождении данных двух этих источников и о возможных причинах такой ситуации говорилось и в мониторинге за 2015 год, однако с тех пор ситуация не изменилась.В отраслевом разрезе наибольший объем заказов приходится на строительные работы, услуги по оптовой торговле, а также покупку нефти и газа. Крупнейшими по объему договоров заказчиками по ФЗ-223, согласно данным ежемесячной отчетности, являются «Роснефть» (свыше 6 трлн руб.), «Газпром» (более 1 трлн руб.) и «Аэрофлот» (более 600 млрд руб.). Крупнейшими поставщиками, по данным реестра договоров, являются «Газпром» (730 млрд руб.), Банк ВТБ (398 млрд руб.) и «Сбербанк» (354 млрд руб). А в тройку крупнейших по объему сделок входят договор «Газпрома» на проектирование и строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке сжиженного газа (цена 126 млрд руб.), а также два договора госкорпорации «Российские автомобильные дороги» на строительство, содержание, ремонт и эксплуатацию двух крупных магистралей (стоимостью 74 и 62 млрд руб. соответственно).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Одной из ключевых функций законодательства о закупках отдельных видов юридических лиц является решение нескольких специальных задач поддержки российской экономики. Речь идет о развитии МСП и о поддержке отечественных производителей (импортозамещении).Начнем с малого и среднего бизнеса. По информации реестра договоров за 2016 год, по результатам прямых закупок у субъектов МСП были заключены договоры на общую сумму более 987 млрд руб. Согласно предварительным данным «Корпорации «МСП», прошлогодний объем закупок крупнейших заказчиков, списки которых были определены Правительством РФ, составил около 1,5 трлн руб. (в эту цифру входят не только прямые закупки). Лидерами по объему закупок у субъектов МСП были компании «Роснефть» и «Россий- ские железные дороги». Между тем авторы доклада выявили 189 договоров с субъектами МСП на суммы, превышающие предельный размер договоров с организациями малого и среднего бизнеса (400 млн руб.). Самый яркий пример: договор «Газпрома» с ООО «НИПИ НГ Петон» на сумму свыше 47,3 млрд руб. В этой связи они ставят вопрос о целесообразности учета подобных договоров в квоте закупок у МСП.

Что касается импортозамещения, то авторы доклада обратили внимание на особенности закупок в рамках реализации крупных инвестиционных проектов. Напомним, что с начала прошлого года на крупные промышленные компании, использующие большие объемы государственного финансирования, была возложена обязанность закупать преимущественно отечественную машиностроительную продукцию. Для покупки многих типов зарубежных товаров им требуется особое разрешение. По данным Минэкономразвития, сейчас в стране действует семь таких инвестиционных проектов. При этом четыре из них связаны с железнодорожной инфраструктурой и по одному — с закупкой подвижного состава для железных дорог, обустройством крупного месторождения газа и строительством свиноводческих комплексов.

КОНТРОЛЬ ФАС

В прошлом году количество жалоб, поданных на заказчиков по ФЗ-223 в центральный аппарат ФАС, выросло более чем в 5 раз и достигло 825 единиц (в 2015 году — только 153 жалобы). При этом 364 жалобы (44%) были признаны обоснованными, 425 жалоб (около 52%) — необоснованными, а 36 жалоб (более 4%) не приняты к рассмотрению. По итогам рассмотрения жалоб ФАС выдала 571 предписание.Наиболее частым нарушением (63% их общего количества) на торгах по ФЗ-223 является предъявление к участникам закупки требования о предоставлении документов, не предусмотренных тендерной документацией.На втором месте идет нарушение заказчиками порядка проведения закупочных процедур (21%), на третьем — неразмещение в ЕИС требуемой по закону информации или нарушение сроков ее размещения (14%).Наиболее редкое (2%), но, пожалуй, и наиболее грубое нарушение — когда заказчик проводит торги по ФЗ-223 в отсутствие положения о закупке (напомним, что если положения нет, он обязан работать в рамках ФЗ-44).По данным на конец прошлого года, в реестре недобросовестных поставщиков по ФЗ-223 содержались сведения о 529 организациях; 349 из них были внесены в РНП в 2016 году. В заключение отметим, что авторы доклада Минэкономразвития высказались в поддержку давнего требования ФАС расширить количество оснований для обжалования в рамках ФЗ-223. Они считают, что рост числа обжалований «позволит участникам закупки существенно упростить защиту своих законных прав и интересов, увеличит возможности контроля закупок отдельных видов юридических лиц».

http://boi-mt.ru/fullelectro/51820