15.07.2017

Госзакупки без конкуренции выросли на треть

Госзакупки без конкуренции выросли на треть

Менее 6% закупок госкомпаний проводятся на конкурентной основе, а среди госзаказчиков растет объем закупок у единственного поставщика. Госпредприятия находят все новые способы замаскировать неконкурентные закупки

Более 94% закупок госкомпаний и госпредприятий осуществляется на неконкурентной основе — к такому выводу пришел Минфин по итогам мониторинга применения 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») за первое полугодие 2017 года. И только 5,8% закупок осуществляется «путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с гражданским законодательством», говорится в докладе ведомства (.pdf).

Объем неконкурентных закупок растет и среди государственных заказчиков: из данных аналогичного мониторинга по 44-ФЗ следует, что за шесть месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года резко — на 35% — вырос объем госзакупок, осуществленных у единственного поставщика. Минфин опубликовал мониторинг госзакупок впервые после того, как ему были переданы полномочия по контролю в этой сфере (прежде такой мониторинг вело Минэкономразвития).

Госкомпании не хотят конкурентных торгов

В первом полугодии 2017 года заказчики по 223-ФЗ заключили договоры на 9 трлн руб., следует из данных ежемесячной отчетности в Единой информационной системе (ЕИС). Сумма контрактов по закупкам у единственного поставщика составила 3,8 трлн руб. (42,5% от общего объема договоров в денежном выражении). По сравнению с аналогичным периодом 2016 года объем таких закупок значительно сократился (с 6,7 трлн руб., или почти 60% от общего объема), но это не значит, что ситуация с конкуренцией улучшилась — увеличиваются закупки «иными способами», под которые зачастую маскируются закупки у единственного поставщика, отмечает Минфин.

«Закупки у единственного поставщика составляют 31,6%, закупки с применением «иных способов» — 62,7% от общего объема закупок (по количеству закупок. — РБК)», — приводит Минфин данные за первое полугодие. В прошлом году за этот же период объем закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ был выше — 48,4%, следует из доклада. Но его сокращение в этом году характеризуется соразмерным ростом объема закупок, осуществляемых «иными способами», — на 26,3% по сравнению с первым полугодием 2016 года. «Данная тенденция негативным образом отражается на обеспечении прозрачности закупок и добросовестной конкуренции между участниками закупок, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками», — подчеркивает в докладе Минфин.

 

Заказчики по 223-ФЗ применяют уже около 4,8 тыс. способов определения поставщика, но зачастую все сводится к закупкам у единственного поставщика, отмечает ведомство. Количество конкурентных закупок можно увеличить, если создать перечень конкурентных способов осуществления закупок и установить основные требования к проведению закупки указанными способами, считают авторы документа.

По сравнению с первым полугодием 2016 года вырос объем «закрытых» (секретных) закупок (с 308 млрд руб. в прошлом году до 376 млрд руб. в этом) и сократился объем закупок у субъектов малого и среднего бизнеса (с 1,1 трлн до 0,9 трлн руб.). Согласно стратегии развития МСП до 2030 года, госкомпании обязаны постепенно наращивать закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Но предприниматели неоднократно жаловались на ограничения конкуренции в сфере госзакупок — госкомпании предъявляют необоснованные требования, а процесс добровольной сертификации могут намеренно затягивать в интересах других организаций.

 

http://www.rbc.ru/economics/18/07/2017/596e304b9a79478e41d1c7d0?from=newsfeed