29.06.2017

Заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности - мнение федеральных органов власти.

Министерство финансов Россйской Федерации и Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации обозначили свое мнение в совместном письме.

Письмо сформировано в связи с поступающими вопросами заказчиков о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" при заключении заказчиком договора аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Минфин РФ и ФАС РФ считают, что земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, который в свою очередь, имеет право заключить договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление такого земельного участка, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

пп.9 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации

2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления

п.6 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

При этом, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, заказчику необходимо разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта. Также, заказчику следует уведомить контрольный орган в сфере закупок о такой закупке в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта, при том не забыв приложить к уведомлению копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Документ: Письмо Минфина РФ №24-04-01/ВН-28711, Письмо ФАС России №РП/43555/17 от 28 июня 2017 года

©Информационный портал закупок

Текст Письма Минфина РФ №24-04-01/ВН-28711, Письма ФАС России №РП/43555/17 от 28 июня 2017 года "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности"

В связи c поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон No 44-ФЗ) при заключении заказчиком договора аренды земельного yчacтка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на пр rве со ственности, хозяиственного ведения, оперативного управления, Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. Согласи! пункту 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого является, в недвижимого имущества или аренда имущества.

В соответсrвии с пунктом 1 статьи 13 О Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе земельные участки.

На основагии изложенного, при заключении заказчиком (в том числе унитарным предп иятием) договоров аренды земельных участков, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит применению Закон № 44-ФЗ.

2. Глава V.] ЗК РФ устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в госу арственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственнои или муниципальнои со ственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяиственного ве ения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Феlерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 статьи 17 .1 данного закона порядок заключения догороров в отношении государственного и муниципального имущества (путем проведения конкурсов или аукционов) не распространяется на имущество, ра,поряжение которым осуществляется в соответствии с ЗК РФ.

В соответЬтвии со статьей 3 9 .2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ. В соответствии с пунктами 2 статей 9-11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Россиискои Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответс вии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии в его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормат,вными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Учитывая, что соответствующие исполнительные органы, указанные в статье 39.2 ЗК РФ, наделены исключительными полномочиями по предоставлению rемельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Минфин России и ФАС России считают, что заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, которыи находится в государственной и муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяиственного владения, оперативного управления, на основании пункта части 1 статьи 91 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Таким образом, земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пунrта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, которым, в свою очередь, имеет право заключить договор с исполrительным органом государственном власти или органом местного самоу,равления, уполномоченным на предоставление такого земельного участ,а, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 93 Законd № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Кроме того, заказчик обязан уведомит , в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому

уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный арактер.

Заместитель министра финансов

Российской Федерации

А.М. Лавров

Заместитель руководителя

Федеральной антимонопольной службы

Р.А. Петросян

http://zakupki-portal.ru/novosti/novosti-dlya-zakazchikov/zaklyuchenie-dogovorov-arendy-zemelnyh-uchastkov-nahodyashchihsya-v-gosudarstvennoj-sobstvennosti-mnenie-federalnyh-organov-vlas/