13.09.2016

Крупнейший госзаказчик в России.

Таковым по итогам мониторинга контрактной системы за шесть месяцев этого года признан Департамент строительства Москвы Министерство экономического развития РФ опубликовало очередной доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за первое полугодие текущего года. 

Документ содержит статистику размещенных закупок и заключенных контрактов, аналитические выводы, информацию о контроле закупочной системы со стороны Федеральной антимонопольной службы, данные о состоявшихся изменениях законодательства о контрактной системе и планах по его дальнейшему совершенствованию. Отметим, что крупнейшим в стране заказчиком, по данным за январь — июнь 2016 года, стал Департамент строительства города Москвы, который по объему заключенных контрактов опередил все федеральные министерства и ведомства.

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ Для начала перечислим основные статистические данные, приведенные в докладе. По состоянию на 30 июня 2016 года в Единой информационной системе закупок было зарегистрировано 258 374 организации, имеющие статус госзаказчиков. При этом фактически осуществляли закупочную деятельность в первом полугодии 186 287 из них, то есть 72%. За рассматриваемый период в ЕИС было размещено 1 530 948 извещений о закупках на общую сумму около 2,54 трлн руб.

За аналогичный период прошлого года было размещено 1 476 366 извещений на сумму более 2,63 трлн руб. Таким образом, по отношению к 2015 году количество извещений выросло примерно на 4%, а их общая стоимость сократилась на 4%. Наиболее часто применяемой закупочной процедурой остается электронный аукцион, на долю которого приходится 53,9% количества извещений и 59,2% их стоимостного объема.

Вторую строчку занимают закупки у единственного поставщика (31,4% числа извещений и 19,2% их стоимости). Третье место по количеству извещений занимает запрос котировок (12,3%), а вот по объему средств на третьей позиции стоят открытые конкурсы (14,5%), хотя на их долю приходится всего 1,1% закупочных процедур. Это вызвано тем, что в форме конкурса обычно разыгрывают очень крупные контракты, а в виде запроса котировок — контракты небольшой стоимости.

По сравнению с первым полугодием прошлого года можно выделить следующие изменения: на 24% снизился объем закупок у единственного поставщика; в несколько раз увеличилось количество закрытых конкурсов; стали применяться особые способы закупок, установленные Правительством РФ. Правда, и в форме закрытых конкурсов, и в форме «особых» закупок проходит незначительная доля госзаказа.

По сравнению с прошлым годом выросла доля ключевых способов закупки — электронных аукционов (на 8% по количеству извещений и на 2% по объему средств) и открытых конкурсов (на 3% по извещениям и на 6% по объему). Самым конкурентным способом закупок является двухэтапный конкурс (в среднем 6,2 заявки на лот); правда, эта процедура используется очень редко. На втором месте идет электронный аукцион (3,3 заявки).

Наименее конкурентным является запрос предложений (в среднем 1,6 заявки на лот). В первом полугодии текущего года было заключено 1665 тыс. контрактов на общую сумму 2074 млрд руб. (эти данные не учитывают контракты, составляющие государственную тайну) (для сравнения: за аналогичный период прошлого года было заключено 1626 тыс. контрактов общей стоимостью 2214 млрд руб.).

Доли контрактов, подписанных по итогам тех или иных видов закупочных процедур, не сильно отличаются от указанных выше соответствующих долей среди извещений. Если делить госзакупки по уровням бюджета, то наибольший объем контрактов (961 млрд руб.) был заключен субъектами Федерации. На федеральном уровне были заключены контракты на 711 млрд руб., а на муниципальном — на 402 млрд.

По сравнению с первым полугодием прошлого года объем регионального госзаказа вырос примерно на 9%. Федеральный госзаказ сократился более чем на 20%, а муниципальный — незначительно уменьшился. При этом отметим, что разница совокупной стоимости федеральных госконтрактов в первом полугодии прошлого и текущего года очень близка к цене одного контракта — на строительство моста через Керченский пролив, заключенного в 2015 году. Крупнейшим заказчиком за рассматриваемый период стал Департамент строительства города Москвы, заключивший контракты на общую сумму 67,4 млрд руб.

В пятерку крупнейших госзаказчиков также входят Минздрав РФ (40,4 млрд руб.), Минпромторг РФ (34,6 млрд руб.), Минобороны РФ (30,7 млрд руб.), ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги» (20,2 млрд руб.). Заметим, что два крупнейших в первом полугодии госконтракта на суммы 24,5 и 22,4 млрд руб. были подписаны московским Департаментом строительства (оба связаны с возведением дорог).

Отметим также рост количества расторгаемых контрактов и резкое увеличение объема неустоек, выплаченных за неисполнение (ненадлежащее исполнение) подрядчиками своих обязательств. Так, за январь — июнь текущего года было расторгнуто 269 920 контрактов на общую сумму свыше 544 млрд руб. Это превышает аналогичные прошлогодние показатели на 34% по количеству и на 30% по объему.

А совокупный объем неустоек, выплаченных в первом полугодии, составил 5,7 млрд руб., что более чем вчетверо превышает показатель за первое полугодие 2015 года. КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Перечислим еще ряд статистических показателей, дающих качественные характеристики закупочной системы. Согласно данным Минэкономразвития, растет объем закупок у малого бизнеса. В рассматриваемом периоде было размещено 464 347 извещений о закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации; их совокупный объем составил примерно 350 млрд руб. Это на 25% по количеству и на 36% по объему превышает аналогичные прошлогодние показатели.

В докладе также отмечено, что по итогам централизованных закупок было заключено почти 470 тыс. контрактов на общую сумму свыше 773 млрд руб. (37% всего объема госзаказа). При этом больше всего централизованные закупки используются на региональном уровне (55,5% по количеству и 73,2% по объему контрактов).

На муниципальном уровне доля централизованных закупок составляет 44,1% по количеству и 26,8% по объему. На федеральном уровне централизованные закупки почти не используются. Среди электронных торговых площадок наиболее востребованной является СбербанкАСТ (48% количества и 38,9% общего объема контрактов, заключенных через ЭТП). Второе место занимает РТСтендер (28,5 и 27,7%), а третье — ЕЭТП (16,9 и 26,6%).

Доли площадок ММВБ и Агентства госзакупок Татарстана незначительны. Наконец, еще один важнейший показатель: по итогам конкурентных процедур заказчикам удалось сэкономить 210 млрд руб., что на 29% превышает экономию за аналогичный период прошлого года. Среднее снижение цен по итогам конкурентных закупок достигло 10%. Отдельный раздел доклада посвящен контролю в сфере закупок. Отметим, что в документе речь идет только о контроле тендерных процедур, осуществляемом ФАС, причем данные приводятся за первый квартал текущего года (по-видимому, на момент составления доклада ФАС еще не подготовила сведения за полугодие).

Финансовобюджетный контроль в сфере планирования и в области исполнения контрактов был оставлен в стороне, тем более что административная ответственность за соответствующие нарушения введена только со второго полугодия. Итак, за первый квартал 2016 года ФАС провела 69 плановых и 3552 внеплановые проверки, что на 25 и 22% соответственно больше, чем в первом квартале 2015 года.

Специалисты антимонопольной службы проверили 13 501 закупочную процедуру, из которых в 4754 процедурах (35%) были выявлены нарушения. За январь — март текущего года в органы ФАС было подано 16 076 жалоб (в том числе 4112 жалоб на федеральных, 7709 — на региональных и 4255 — на муниципальных заказчиков).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество жалоб выросло на 30%; 2808 жалоб были возвращены без рассмотрения, а 1235 — отозваны самими заявителями; 5460 жалоб были признаны полностью или частично обоснованными (это 45% общего количества рассмотренных жалоб), а остальные — необоснованными. Кроме того, в документе сообщается, что за первый квартал текущего года ФАС возбудила 5256 дел об административных правонарушениях в сфере закупок (на 6,5% больше, чем в январе — марте 2015 года) и выдала 5133 постановления о наложении штрафов (более чем в полтора раза выше аналогичного прошлогоднего показателя).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

За первое полугодие было принято шесть законодательных актов, связанных с контрактной системой госзакупок. Во-первых, были уточнены требования к описанию предмета закупки в соответствии с законодательством о стандартизации. Во-вторых, установлены особенности закупок товаров, производство которых создается, модернизируется или осваивается на российской территории в соответствии со специальным инвестиционным контрактом. В-третьих, были установлены особенности заключения госконтрактов на строительные и проектно-изыскательные работы.

Законодатели перевели закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий из сферы действия Закона № 223-ФЗ под регулирование Законом № 44-ФЗ.Кроме того, был упрощен порядок направления российских граждан на лечение в иностранных государствах за счет бюджетных средств. Наконец, законодатели приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за целый ряд нарушений Закона № 44-ФЗ в области планирования, нормирования и обоснования закупок, а также в сфере исполнения госконтрактов.

По данным экспертов Минэкономразвития, работа по совершенствованию законодательства о контрактной системе продолжается. Одна из главных задач нынешнего этапа связана с созданием каталога товаров, работ и услуг, что позволит избавиться от произвола в описании предметов закупки и упростит задачу нормирования. Напомним, что в ФЗ-44 статья о данном каталоге имеется, но она еще не вступила в силу; сейчас идет технически сложная работа по формированию каталога и подготовка подзаконных актов о порядке его формирования и ведения. Продолжается решение задачи перевода всех конкурентных тендерных процедур в электронный формат. Готовятся поправки, связанные с закупками у единственного поставщика, в частности, предлагается исключить возможность назначения единственным поставщиком посредника. Идет работа над выработкой более четких критериев в сфере импортозамещения.

Ряд предлагаемых изменений законодательства должны упорядочить работу в области исполнения контрактов: ввести закрытый перечень оснований для одностороннего расторжения, ограничить сроки расчета по контрактам, выработать порядок расчета неустоек, расширить подлежащую раскрытию информацию о субподрядчиках. Наконец, ряд обсуждаемых изменений законодательства связан с совершенствованием системы контроля закупок, в частности, предлагается установить порядок подачи жалоб в электронной форме. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ Анализ перечисленных выше фактов и статистических показателей свидетельствует о ряде позитивных тенденций в развитии отечественной контрактной системы.

Во-первых, продолжился рост экономии бюджетных средств по итогам конкурентных закупочных процедур. Во-вторых, доля неконкурентных закупок у единственного поставщика сокращается. В-третьих, растут госзакупки у малого бизнеса, что, согласно планам правительства, является одним из главных механизмов его поддержки. В-четвертых, статистика ФАС говорит о том, что контроль закупочной системы усиливается: растет количество проверок, жалоб, административных дел и наложенных штрафов.

Перечисленные выше как состоявшиеся, так и планируемые законодательные изменения говорят о намерениях четко упорядочить описание объектов закупки, максимально расширить использование электронных процедур, еще более усилить контроль закупочной системы, причем не только в сфере тендерных процедур, но и на этапе исполнения контрактов. Вместе с тем эксперты Минэкономразвития выявили и отметили в докладе ряд недостатков Единой информационной системы, начавшей свое функционирование в январе текущего года.

В частности, заказчик может неверно указать информацию о контрактах, размещаемых в соответствующем реестре. Он также может сослаться на применение типового контракта, не соответствующего объекту закупки, прикрепить к одному реестровому номеру закупки несколько контрактов с разными номерами, а также присвоить одному контракту несколько разных номеров. Бывает и так, что заказчики указывают единицы измерения количества товаров, объема работ или услуг, не соответствующие предметам закупки. Все перечисленные действия не блокируются системой. Таким образом, видно, что и через полгода после ввода в действие ЕИС нуждается в дополнительной доработке.

http://boi-mt.ru/fullelectro/46833