14.09.2016

Барьер для нерадивых.

Федеральный закон № 223-ФЗ ждет глобальная трансформацияВ осеннюю сессию депутатам Государственной Думы будет предложено утвердить изменения в Федеральный закон от 18.07. 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Эти изменения долго ждали как заказчики, так и поставщики.

Референт отдела закупок организаций государственного сектора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Игорь Цуканов в интервью корреспонденту «БОИ» рассказал о том, каким станет Закон о корпоративных закупках.

— Игорь Алексеевич, сегодня субъектам малого и среднего предпринимательства расширен доступ к закупкам. Но многие заказчики по-своему воспринимают законодательство и создают вместо одного открытого акционерного общества несколько мелких юридических фирм, через которые проводят закупки. Как этому планирует противостоять Правительство РФ?

 — Всегда существуют как добросовестные, так и недобросовестные предприниматели, которые не соблюдают нормы законодательства,

 — с ними успешно борется ФАС. В целом усилия, которые предпринимает Правительство РФ, дают положительный эффект. Безусловно, изменения в Федеральный закон № 223-ФЗ необходимы. Огромное количество организаций, которые относятся к малому и среднему бизнесу, занимаются разработкой инновационной и высокотехнологичной продукции и действительно производят конкурентоспособную продукцию, но из-за действующих норм законодательства не могут продвинуть ее, внедрить на рынок. Компании, которые честно ведут свой бизнес, испытывают определенные трудности, и в этом случае меры поддержки правительства им необходимы. В первую очередь планируется упростить закупки, в большей части они будут проходить на стандартных электронных площадках, при сумме до 5 млн руб. Если именно эта редакция будет подписана Президентом РФ, закупки будут проходить в конкурентной среде, а не у единственного поставщика.

— Предприниматели — производители инновационной продукции часто жалуются на то, что для участия в конкурсе необходимо собрать большой пакет документов. Будет ли упрощена эта процедура?

— Вряд ли она будет упрощена, однако сформируют единые требования для участия в закупках, типовую документацию. И заказчики будут обязаны работать согласно новым стандартам. — Несмотря на то что в ФЗ-223 уже вносились изменения, у заказчиков и поставщиков осталось много вопросов. Какой вам видится общая картина этого закона?

— Общая картина такова: у любого закона есть обратная сторона. Упрощая работу для малого бизнеса, мы вводим какие-то ограничения для заказчиков, которым для исполнения требований и соблюдения квоты может потребоваться дополнительное рабочее время и ресурсы. В целом все заинтересованные профильные органы поддерживают законопроект, он обсуждался в Агентстве стратегических инициатив, но, конечно, когда закон будет принят

— появятся новые поручения и задачи, будет проведен мониторинг применения закона. Параллельно мы разрабатываем еще другие законопроекты и постановления, но они носят точечный характер: такие глобальные изменения, как сейчас, в ближайшее время не планируются. Из последних крупных законопроектов можно выделить закон о ГУПах, обязывающий применять Федеральный закон № 44-ФЗ, Закон о нормировании, об установлении в составе заявки исчерпывающего перечня документов, который участники должны будут представить заказчику. Но, как правило, прежде чем спланировать изменения, мы должны провести мониторинг по применению ФЗ-223, который осуществляется каждые полгода. После вступления в силу изменений посмотрим, как заказчики смогли адаптироваться: все ли выполняют, не пренебрегают ли какими-то требованиями, и отсюда уже делать выводы.

— Какие основные проблемы ФЗ-223 вы могли бы выделить?

— Основной проблемой закупок по ФЗ-223 является низкая конкуренция. Более 95% закупок проводится на неконкурентной основе. Непривлекательность закупок для поставщиков подтверждается сокращением среднего количества подаваемых заявок на торги с 1,3 в 2014 году до 1,2 в 2015 году. При этом в тех же экономических условиях 2015 года механизмами контрактной системы в сфере закупок удалось добиться роста аналогичного показателя до трех заявок. Объем закупок по ФЗ-223 ( 61 трлн руб.) в два раза превышает объем закупок по ФЗ-44 (31 трлн руб.). Готовящиеся изменения в ФЗ-223 существенно облегчат доступ малому и среднему бизнесу к закупкам госкомпаний. Появятся общие стандартные требования к электронным площадкам, поставщики будут защищены от недобросовестных заказчиков. При этом и условия выхода на тендер для МСП будут более комфортными

 — не понадобится собирать большое количество документов и будет, как предполагается, отменено требование о предоставлении финансовых гарантий. Все это, мы надеемся, обеспечит повышение конкурентности на электронных площадках, оздоровит климат на них и улучшит работу закупщиков с малым и средним бизнесом.

— Но ведь и ситуация с электронными торговыми площадками складывается неоднозначная, не правда ли? — Действительно, это так. По состоянию на 31 декабря 2015 года с официальным сайтом интегрированы 163 электронные торговые площадки, обеспечивающие проведение закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Общий объем закупок, проведенных с их использованием, исчисляется в сумме свыше 5,4 трлн руб., что составляет 23% общего объема закупок в 2015 году. Большое количество площадок приводит поставщиков к дополнительным временным и финансовым затратам, связанным с аккредитацией на них. При этом отсутствуют требования к электронным площадкам, не определена их ответственность, не установлены требования к информационной безопасности и устойчивости их работы. Решением этой проблемы могло бы стать установление требования о том, что все закупки, проводимые конкурентными способами, должны проходить исключительно в электронной форме на универсальных электронных площадках, определенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ. — Еще одна проблема поставщиков…

— Это многообразие способов закупок, где маскируются «свои люди». Согласно статистике, преобладающее число закупок у единственного поставщика (40%) и «иные способы закупки», маскирующие закупки у единственного поставщика (около 55%). При таком раскладе препятствие для доступа к закупкам «чужих» участников закупок очевидно, что создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками и затрудняет осуществление контроля в сфере закупок заказчиков. Поэтому необходимо установить исчерпывающий перечень конкурентных способов осуществления закупки, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами. Кроме того, нужно установить исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий договора. При этом Правительство РФ установит порядок и случаи расторжения договора.

 К другим проблемам законодательства о закупках относятся установление избыточных требований к участнику закупки, обязывающих предоставлять наличие каких-либо специализированных заключений, экспертиз, справок, сертификатов, которые невозможно получить в короткие сроки, невозможность изучения документации о закупке на большие суммы в установленные сроки, сложности с получением и активацией электронно-цифровой подписи, платное получение ЭЦП, платное участие на площадке, обязательное получение заявки в бумажном виде по месту нахождения заказчика, а также отклонение заявок по формальному признаку, например при наличии орфографических ошибок.

— Какие изменения предлагается внести в Федеральный закон № 223-ФЗ?

— Законопроектом предлагается установить в Законе № 223-ФЗ понятие закупки в электронной форме и определить функционирование операторов электронных площадок и электронных площадок в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Правительством Российской Федерации планируется установление требования о том, чтобы все закупки, проводимые конкурентными способами, проходили исключительно в электронной форме на универсальных электронных площадках, отобранных в соответствии с законами № 44-ФЗ, № 223-ФЗ, № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Планируется увеличить количество случаев, при которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Появится возможность осуществления ведомственного контроля, будет исключена обязанность размещения в ЕИС сведений о закупке при закупке у единственного поставщика. Кроме того, будет изменена ежемесячная отчетность, сформирована единая закупочная политика холдинговых компаний.

Плюс к этому у федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ появится право утверждать типовые положения о закупке для подведомственных организаций (для МУП, ГУП, БУ, АУ). — Другими словами, все проблемы, которые возникают в связи с действием ФЗ-223, будут решены? — На сегодняшний день, да. Но, к сожалению, идеальных законов не бывает.

http://boi-mt.ru/fullelectro/46910