16.09.2016

Малому бизнесу увеличили число заказчиков.

Закупать у предпринимателей обязали еще 135 региональных компаний Правительство РФ запустило двухуровневую систему контроля за соблюдением доли закупок у малого бизнеса. В связи с этим был утвержден перечень компаний заказчиков регионального уровня. В список вошли 135 крупных компаний, которые обязаны 10% своих закупок отдать малому бизнесу. Список компаний, закупки которых для малого бизнеса будет контролировать государство, расширен с 1 мая. В него вошли региональные компании, выручка которых превышает 2 млрд руб. в год.

Их планы по закупкам у малого бизнеса будут мониторить региональные власти. Речь идет о хозяйственных обществах, ГУП и МУП, в уставном капитале которых доля участия региона или муниципалитета превышает 50%. В перечне представлены компании из 44 регионов: 10 из Татарстана, по 9 из Москвы и Московской области. Доля их закупок у малого бизнеса должна быть не менее 10%. Перечисленные заказчики, по оценке чиновников, в этом году должны закупить продукции у малого бизнеса на 59 млрд. руб.

Надо отметить, что это уже второй перечень компаний, закупки которых для малого бизнеса контролирует государство. По данным АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» («Корпорация «МСП»), эта деятельность вполне успешна. В первом квартале этого года общий объем закупок у малого бизнеса составил 245,2 млрд руб. Еженедельный прирост корпорация оценила в 9 млрд руб. Средняя доля прямых закупок у малого бизнеса уже составила 24,3%, что превышает норматив в 2,4 раза. К 2018 году «Корпорация «МСП» планирует увеличить долю закупок крупнейшими компаниями у МСП с 18% (общая квота, в том числе 10% — прямые закупки) до 25.

Причем «Корпорация «МСП» сама вошла в перечень организаций, обязанных осуществлять закупки у малых и средних компаний. Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации было подписано 2 августа 2016 года, согласно которому «Корпорация «МСП» обязана осуществлять закупки у малых и средних компаний в соответствии с особенностями участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352. При этом годовой объем закупок «Корпорации «МСП» у субъектов МСП должен быть не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам таких закупок.

 Тем не менее предприниматели отметили, что без реестра субъектов МСП информационное взаимодействие между малым и крупным бизнесом очень слабое. Ситуация наверняка улучшится, так как этот реестр стал функционировать с 1 августа. Первая его редакция размещена на сайте Федеральной налоговой службы. Директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максим Чемерисов отметил, что объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства — это огромный ресурс, который необходимо использовать как инструмент государственной макроэкономической политики.

Так, объем закупок отдельных видов юридических лиц в 2,5 раза превышает объем закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В результате «Корпорация «МСП» будет осуществлять мониторинг планов закупки в отношении 70 отдельных заказчиков федерального уровня.

При этом общий планируемый объем закупок на 2016 год — 3,9 трлн руб., а планируемый объем прямых закупок у субъектов МСП — 44 млрд руб. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ и созданные ими организации (уполномоченные органы) проведут мониторинг в отношении 135 конкретных заказчиков, где общий планируемый объем закупок на 2016 год — 512 млрд руб., планируемый объем прямых закупок у субъектов МСП — 59 млрд. руб. В настоящее время уполномоченные органы исполнительной власти или созданные ими организации определены в 59 субъектах РФ, из них в 47 субъектах РФ утвержден Порядок подписания и утверждения уведомлений и заключений. «Корпорацией «МСП» были разработаны и направлены в адрес глав субъектов РФ методические материалы по проведению оценки соответствия или мониторинга.

По словам Максима Чемерисова, данный инструмент на территории субъекта РФ позволит сформировать единую закупочную политику, а также главам субъектов направлять развитие малого бизнеса в нужное русло, поддерживать необходимые отрасли, что является одной из важнейших задач. С 1 декабря 2016 года «Корпорация «МСП», органы исполнительной власти субъектов РФ и созданные ими организации также начнут проведение оценки соответствия в отношении проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.

По словам генерального директора «Корпорации «МСП» Александра Бравермана, расширение доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков является одним из основных блоков оказания поддержки субъектам МСП. В результате взаимодействия «Корпорации «МСП» с крупнейшими заказчиками номенклатура закупок у субъектов МСП в значительной степени расширена и на сегодняшний день составляет более 22 тыс. позиций.

В свою очередь, руководитель тендерного отдела ГК BiCo Анна Крайнева настороженно относится к изменениям и отмечает, что увеличение числа заказчиков происходит за счет постепенного перехода муниципальных и государственных унитарных предприятий на контрактную систему (с 1 января 2017 года они будут полностью осуществлять закупки по ФЗ-44).

— Вряд ли для поставщиков с увеличением количества заказчиков что-то изменится в лучшую сторону. Малый бизнес вообще неохотно идет на участие в гостендерах:

как правило, заказчики платят поздно, находят множество причин (порой надуманных), чтобы не принимать товар или работы. Прибавьте к этому огромную конкуренцию субъектов МСП в госзаказе: сейчас, в условиях кризиса, госконтракты для многих компаний стали чуть ли не панацеей от банкротства, деньги за выполненные работы и поставленные товары помогают как-то держаться на плаву.

Основные проблемы контрактной системы, остающиеся на поверхности, — это огромные финансовые издержки, которые ложатся на плечи участника тендера в виде обеспечения заявки и контракта, постоянного сбора всевозможных документов и справок.

Кроме того, практически отсутствуют госконтракты с авансированием — предпринимателю нужно самому вкладываться в товар, обеспечивать доставку, при этом оплату по договору поставщик получит в лучшем случае через месяц.

Все это вряд ли покажется привлекательным МСП для участия в госзаказе. И увеличение количества заказчиков особой роли в этом не сыграет, — заявила Анна Крайнева. Тем не менее разделы планов закупки товаров, работ, услуг на 2016 год 135 крупнейших региональных заказчиков уже можно посмотреть на сайте «Корпорации «МСП».

http://boi-mt.ru/news/46991