16.09.2016

Есть альтернатива.

Будет ли частная клиника бесплатно лечить граждан по госконтракту?

Министерство финансов РФ подготовило законопроект «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Его соисполнителями являются Министерство экономического развития, министерство здравоохранения, министерство труда и социальной защиты населения, Министерство культуры, Министерство образования и науки. Речь идет о заказе на выполнение госуслуг в области образования, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, кинематографии, архивного дела, туризма, а также в иных отраслях социальной сферы. Исполнителями услуг будут юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, отобранные на конкурсной основе.

Законопроект регулирует порядок проведения конкурсных процедур, вопросы заключения и исполнения контрактов, а также контрольные полномочия. Кроме того, он вносит ряд поправок в федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан», «Об образовании», «Об основах социального обслуживания граждан», «О физической культуре и спорте», «О государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве», «О концессионных соглашениях». Законопроект был размещен для общественного обсуждения на официальном портале проектов нормативно-правовых актов regulation.gov.ru 4 августа текущего года. Обсуждение продлится до 5 октября 2016 года. В случае принятия закон начнет действовать с 1 января 2018 года, причем, учитывая большую социальную значимость, вступление в силу пройдет постепенно: в течение 2018 — 2020 годов будет действовать переходный период.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ — В ЧАСТНЫЕ РУКИ

Основная идея законопроекта — расширить круг исполнителей социальных госуслуг.

Ими могут стать юридические лица (включая государственные и муниципальные учреждения), а также, если это не запрещено федеральным законодательством, индивидуальные предприниматели и физические лица. Потребителями являются граждане, которые в соответствии с федеральными, региональными или муниципальными правовыми актами имеют право на полную или частичную оплату данных услуг за счет средств соответствующего бюджета; этим гражданам будет выдаваться именной сертификат. Если сейчас они получают ту или иную социальную услугу (к примеру, бесплатное лечение или обучение) в соответствующих бюджетных организациях, список которых из года в год не меняется, то теперь появятся и другие варианты. К примеру, если действующий исполнитель социальных госуслуг расходует бюджетные средства не слишком эффективно, то эти средства могут быть переданы другой организации (в том числе частной), выбранной на конкурсной основе.

Отбирать исполнителей будет федеральный, региональный или муниципальный орган власти, уполномоченный на оказание государственных услуг в социальной сфере (уполномоченный орган).

Принятие закона будет означать, что уполномоченный орган сможет заключить контракт с частным медицинским центром — на проведение УЗИ или томограмм, с частным образовательным учреждением — на организацию курсов профессиональной подготовки, с кадровым агентством — на поиск трудоустройства для безработных граждан и т. д.

Иными словами, речь идет о развитии государственно-частного партнерства в социальной сфере. В материалах к законопроекту его разработчики ссылаются на международный опыт привлечения некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг за бюджетные деньги. Так, «доля бюджетного финансирования в структуре доходов от оказания социальных услуг негосударственных НКО в среднем по группе стран Западной Европы, Канады и Израиля достигает 54%, стран Восточной Евро- пы — 42, в англосаксонских странах — 36, в развитых странах Азии — 34, в странах Латинской Америки — 19%».

КАК ЭТО БУДЕТ НА ПРАКТИКЕ

Перейдем к краткому описанию основных положений законопроекта. Документом предусмотрены три процедуры определения исполнителя социальных услуг:

1) проведение конкурса на заключение соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или концессионного соглашения;

2) отбор исполнителя услуг из соответствующего реестра исполнителей, осуществляемый потребителем, имеющим сертификат на оказание данной услуги;

3) конкурс или аукцион на заключение договора об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Первый из них должен стать приоритетным, а два других могут применяться в случае его невозможности или неэффективности. Порядок конкурсных процедур в законопроекте не прописан.

Он должен быть установлен Правительством РФ — на федеральном уровне, а на региональном и муниципальном — высшими органами исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования на основе общих требований, выработанных федеральным правительством. Главное отличие п. 1 от п. 3 — его более долгосрочный характер.

В первом случае уполномоченный орган заключает с исполнителем соглашение о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или концессионное соглашение, тогда как в третьем — договор об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Принципиально отличается второй способ: здесь выбор исполнителя осуществляет сам гражданин, имеющий право на получение социальной услуги.

Выбор осуществляется из реестра, формируемого уполномоченным органом на основе заявок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, оказывающих данный вид услуг.

В этом случае уполномоченный орган заключает с выбранным исполнителем договор о возмещении затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг. Например, несколько медицинских центров сообщают уполномоченному органу, что готовы провести то или иное обследование граждан, имеющих сертификат.

Уполномоченный орган включает их в реестр и сообщает об этом гражданину, а он сам выберет того, кто окажет ему услугу за счет бюджета. В соответствии с предложенным документом оплата услуг по договору (соглашению) осуществляется путем предоставления субсидии исполнителю из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В него могут вноситься изменения путем заключения дополнительного соглашения.

Договор может быть расторгнут в одностороннем порядке уполномоченным органом в случае существенного нарушения исполнителем услуг его условий. Вместе с тем исполнитель не вправе сделать то же самое в одностороннем порядке.

Контроль соблюдения исполнителем условий договора (соглашения) осуществляется уполномоченным органом, а контроль соблюдения закона самими уполномоченными органами всех уровней — федеральным органом власти, который будет определен Правительством РФ. В заключение скажем, что процедуры, прописанные в законопроекте, носят рамочный характер и до того уровня детализации, которая имеется в Законе № 44-ФЗ о контрактной системе, тут еще очень далеко.

Но это и не удивительно: речь идет практически о первой попытке наладить широкомасштабное государственно-частное партнерство в социальной сфере. Будем надеяться, что первый блин не выйдет комом.

http://boi-mt.ru/fullelectro/46995