20.09.2016

Ответственность усилили.

В Главконтроле Москвы рассказали о поправках в КоАП, посвященных законодательству о контрактной системе

Темой обсуждения стали поправки, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с недавно принятым Законом № 318-ФЗ от 3 июля 2016 года. Мероприятие прошло 3 августа на территории Московского городского университета управления — МГУУ. В работе семинара принял участие начальник Главконтроля Евгений Данчиков. Перед аудиторией, состоящей преимущественно из представителей столичных организаций-госзаказчиков, выступили сотрудники юридического управления Главконтроля, рассказавшие о ключевых изменениях в КоАП и некоторых примерах из правоприменительной и судебной практики.

С основным докладом выступила заместитель начальника Главконтроля — начальник юридического управления Ирина Зайко.

Она напомнила, что существует два вида контроля контрактной системы:

1) контроль тендерных процедур, начиная от извещения о закупке и до определения победителя; 2) финансово-бюджетный контроль, о котором и пойдет речь.

Сам финансово-бюджетный контроль делится на две части:

1) контроль на стадии обоснования, планирования и нормирования закупок;

2) контроль исполнения контрактов. Основной информационной базой для первой из них служат планы и планы-графики закупок, а для второй — акты приемки товаров, работ или услуг, являющихся предметом госконтракта, а также бухгалтерские документы.

Основу правовой базы для финансово-бюджетного контроля контрактной системы составляют поправки в Бюджетный кодекс, внесенные в августе прошлого года.

А недавние поправки в КоАП создали правовую базу для привлечения к ответственности за нарушения в этой области.

Они применяются к действиям, совершенным после 17 июля текущего года;

срок давности по данным нарушениям составляет 1 год.

ПОПРАВКИ В КоАП

Ирина Зайко перечислила основные поправки, внесенные в КоАП Законом № 318-ФЗ. Во-первых, кодекс был дополнен новой статьей 7.29.3 «Нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок», включающей четыре состава правонарушения:

  • включение в план или план-график закупок условий, не соответствующих целям осуществления закупок или требованиям законодательства;
  • несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта — НМЦК;
  • непроведение обязательного общественного обсуждения закупок (или его проведение с нарушением сроков или порядка);
  • нарушение срока утверждения плана или плана-графика закупок или срока их размещения в Единой информационной системе.

Во-вторых, ст. 7.30 «Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» была дополнена несколькими новыми составами правонарушения, в числе которых:

  • размещение в ЕИС извещения о закупке, не включенной в план-график;
  • размещение в ЕИС извещения о закупке до истечения 10-дневного срока с момента внесения последнего изменения в план-график;
  • размещение в ЕИС извещения о закупке, которая была признана необоснованной. Все указанные составы правонарушения влекут наложение на должностных лиц заказчиков административных штрафов.

Комментируя прозвучавшую информацию, Евгений Данчиков отметил, что до сих пор госзаказчики не слишком серьезно относились к своим обязанностям в сфере планирования. Сейчас, в связи с введением ответственности за нарушения, ситуация должна измениться. Новые составы правонарушений появились и в ст. 7.32 «Нарушение порядка заключения, изменения контракта».

К их числу относятся несоблюдение требований законодательства о проведении экспертизы поставленных товаров, работ или услуг;

Не составление документов о приемке (или мотивированного отказа от их подписания);

приемка товаров, работ или услуг, не соответствующих условиям контракта, если выявленное несоответствие не было устранено и привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или к уменьшению количества поставляемых товаров (объема работ или услуг).

Ирина Зайко отметила, что ответственность за недостоверный акт приемки несет не бухгалтер, а тот, кто его подписал, то есть руководитель организации заказчика или члены комиссии.

Если акт подписывает комиссия, то штраф не делится между ее членами, а налагается в полном размере на каждого из них.

Кроме того, в ст. 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль» были внесены поправки, усиливающие ответственность должностных лиц, которые уже не в первый раз нарушили предписание контролирующего органа.

За повторное невыполнение предписания ФАС они будут уже не оштрафованы, а дисквалифицированы на год.

А повторное невыполнение предписания органа, уполномоченного на финансово-бюджетный контроль, влечет дисквалификацию сроком на два года. Помимо основного доклада в рамках семинара прозвучало еще два выступления. Советник юридического управления Главконтроля Александр Калинин подробно остановился на таком виде нарушений, как несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК.

В частности, он упомянул пять прописанных в Законе № 44-ФЗ методов определения НМЦК для контрактов с единственным поставщиком. Говоря об акте приемки, он отметил, что необходимо проверять полномочия участников этой процедуры как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика, чтобы исключить возможность оспаривания самого факта, что приемка состоялась. Консультант юридического управления Главконтроля Татьяна Ярханова говорила о содержании планов и планов-графиков закупок и об основаниях для внесения в них изменений.

Она отметила важность подготовки обоснования для каждого объекта закупок, включенного в план. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Руководитель юридического управления Главконтроля привела несколько конкретных примеров, после каждого из которых аудитории был задан вопрос, в чем именно был нарушен закон и за что можно привлечь к административной ответственности в данной ситуации.

Опишем, пожалуй, самый казусный случай. Был заключен контракт на капитальный ремонт амбара. Подрядчик, оценив состояние старого амбара, пришел к выводу, что построить новый будет проще и дешевле, чем его ремонтировать. Именно это он и сделал: снес старый и построил новый амбар, полностью удовлетворяющий всем установленным требованиям. Заказчик подписал акт приемки работ и оплатил их в соответствии с контрактом.

В чем состоит нарушение? Казалось бы, с простой, общечеловеческой точки зрения все хорошо: цель закупки выполнена (заказчик получил новый амбар, удовлетворяющий всем его требованиям), дополнительных расходов не потребовалось. Однако с юридической точки зрения все гораздо сложнее.

В ходе дискуссии был высказан целый ряд мнений. Во-первых, выполнены и оплачены не те работы, что указаны в контракте, — не ремонтные, а строительные (а это разные коды бюджетной классификации), значит, сам подписанный сторонами акт не соответствовал действительности. Во-вторых, выполнив иной вид работ, подрядчик сэкономил, то есть необоснованно получил дополнительную прибыль, которую следовало бы вычесть из оплаты. Наконец, есть вопросы и к планированию у заказчика: почему он не предусмотрел, что строить новый будет дешевле, чем ремонтировать старый? В общем, все не так просто, как может показаться вначале…

Ирина Зайко привела несколько примеров из судебной практики, связанной с актами приемки товаров, работ или услуг. Обсуждались спорные случаи, к примеру, надо ли оплачивать налог на добавленную стоимость, включенный в цену контракта, если подрядчиком стал тот, кто не платит НДС (находится на упрощенной системе налогообложения)?

Заместитель начальника Главконтроля отметила, что бывают ситуации, когда суды наказывают за несоблюдение процедур, даже если ничьи права и интересы не были нарушены.

В одном из подобных судебных решений было сказано, что общественную опасность представляет пренебрежительное отношение к нормам закона. Заключительная часть работы семинара была посвящена ответам на вопросы, связанные с рассмотрением конкретных примеров из практики работы столичных госзаказчиков и подрядчиков.

http://boi-mt.ru/fullelectro/47060