30.01.2017

Наша тактика — профилактика

Москва усовершенствует механизм борьбы с коррупцией в сфере закупок. В рамках IV Международной конференции «Власть и бизнес против коррупции в сфере закупок и торгов» состоялся круглый стол, где Правительство Москвы представило принятый в столице комплекс мер по снижению коррупционных правонарушений в сфере закупок и достигнутые результаты. Открывая работу круглого стола, руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Владимир Черников отметил: несколько прошедших недавно рабочих мероприятий по данной тематике, в том числе в Администрации президента, показали, что у столицы есть опыт, которым она может делиться. Здесь создана одна из лучших в стране систем противодействия коррупции в сфере закупок. Москва на протяжении пяти лет подтверждает лидерство в применении лучших практик сферы закупок. Об этом свидетельствуют итоги Национального рейтинга прозрачности закупок, которые были обнародованы накануне конференции. Такие показатели — повод испытать гордость, удовлетворение от проделанной работы, но нельзя останавливаться на достигнутом, отметил Владимир Черников. И главное здесь — профилактика правонарушений в сфере закупок и торгов, а не борьба с последствиями таких правонарушений. Правительство Москвы ведет свою работу по предотвращению коррупции в сфере закупок с учетом всех факторов. Это и конфликт интересов, и родственные отношения, и подношение подарков, и предвзятый подход к заявкам, и приемка некачественных работ. Госслужащие, занятые в сфере организации конкурсных процедур, даже проходят проверку на полиграфе. Москва создала электронный портал для мелких закупок, где посредством этого ресурса совершены уже десятки тысяч процедур. Власти столицы стараются переводить в электронный вид как можно больше способов закупок. Создана и эффективно работает антикоррупционная комиссия города. Владимир Черников отметил, что недавно в столице был выявлен случай нарушения в сфере закупок, уволен серьезный чиновник. Результатом реализации всего комплекса мер стала солидная экономия бюджетных средств. Благодаря принятым мерам по снижению коррупционных рисков, увеличению конкуренции в процессе подготовки и проведения закупочных процедур удавалось существенно снижать цены и за неполный текущий год сэкономить 108 млрд руб. бюджетных средств. Это больше, чем годовой бюджет некоторых российских губерний. По информации Владимира Черникова, зафиксировано снижение коррупционных рисков. Если в 2014 году они составляли 4,2%, то в 2015-м — уже 2,9, а в 2016-м — чуть более 0,5%. Работа столичного правительства по искоренению коррупции в сфере закупок ведется совместно с правоохранительными органами города. О том, какие меры принимаются для профилактики и выявления случаев правонарушений в сфере закупок, на круглом столе рассказали начальник отдела Управления экономический безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по городу Москве Александр Костюченко и начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры города Москвы Виктор Балдин. — В этом году в следственные органы направлено 18 материалов по нарушениям в сфере закупочной деятельности, имеющим коррупционную окраску, — отметил Виктор Балдин. — Особенно эффективными в этой работе считаю комплексные проверки, в которых участвуют и город, и МВД. Мы организуем мероприятие, в котором планируется участие ФСБ. Есть у нас пример, когда после проверки представитель заказчика был заключен под стражу. Но хочу подчеркнуть: участившиеся выявления не означают, что правонарушений стало больше. Скорее это говорит о том, что мы все стали действовать эффективнее, что улучшилось качество нашей работы. О предварительном контроле как инструменте предупреждения коррупционных правонарушений говорил начальник Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Москвы Степан Цуканов: — Наше ведомство осуществляет предварительный контроль на всех этапах конкурсных процедур: планирование, размещение, исполнение. Осуществляем анализ обоснованности тех или иных планируемых госзакупок — без чего можно обойтись. Уделяем внимание рискам завышения цен. Выявляем случаи, когда вместо нескольких закупочных процедур можно провести одну. На этапе определения поставщика внимательно относимся к тем случаям, когда вырисовывается всего один потенциальный поставщик, выявляем случаи, когда условия закупки очевидно заточены на одного поставщика, и т.д. На этапе размещения Главконтроль отслеживает закупки по законам ФЗ-44 и ФЗ-223 от 3 млн руб. и выше. Если есть претензии, заказчикам на этом этапе направляются письма. Как правило, все недочеты устраняют. Также Главконтроль следит за порядком оценки товара, работ или услуг, выявляет случаи подготовки заявок с недостаточными требованиями или применения дорогостоящих импортных аналогов. Серьезному анализу подвергается деятельность закупочных комиссий.Важный этап — исполнение заказа, потому что есть риски приемки работ без соблюдения условий контракта, с нарушением сроков, с завышенным объемом работ. — За такие действия в Законе № 44-ФЗ прописаны четкие меры ответственности. Однако соблазн все-таки остается. Потому сегодня в Москве введен механизм обязательного согласования вносимых в госконтракт изменений или расторжения контракта. Работа в большей степени ведется именно профилактическая, и профилактика должна стать нормой в борьбе с правонарушениями в закупочной деятельности. Участники круглого стола отметили важную роль общественного контроля в противодействии коррупции в сфере закупок. — Не всегда получается на практике так, как в теории, — сказал еще один участник круглого стола — председатель правления межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля», председатель Московского антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате Мансур Юсупов. — На практике решение зависит от конкретных людей, и здесь очень важна роль общественного контроля. Владимир Черников отметил по этому поводу: роль общественных организаций возрастает, в столице уделяется большое внимание работе с Общественной палатой города Москвы, различными общественными движениями. — Все больше появляется небезразличных людей, которые хотят жить в новом пространстве — новом обществе, где превалирует закон, а не желание людей его по-своему трактовать, — подчеркнул он. — Текущая ситуация с коррупцией требует не шума, а тишины. Но тишины, если можно так сказать, громкой. Важно, чтобы то, что происходит, видели и знали. Знали, что за противоправное действие или за бездействие обязательно наступает ответственность. Общественный контроль должен выстраиваться на высоком профессиональном уровне, не для популизма, а именно для всеобщей пользы. — Мы часто пользуемся теми исследованиями, которые проводят общественные организации, — сказал заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Василий Жуков. — Эту аналитику часто направляем даже в антимонопольную службу, чтобы донести мнение народа. Мы рассматриваем общественный контроль не как контроль в прямом смысле этого слова, а как помощь, как источник конструктивных предложений.В ходе обсуждения участники круглого стола обратили внимание на то, что иногда приходится защищать не добросовестный бизнес от недобросовестного чиновника, а, напротив: добросовестного чиновника от недобросовестного бизнеса. И это тоже надо учитывать в совместной работе. В целом же все участники пришли к единому мнению: необходимо и дальше консолидировать усилия сторон, объединять в один блок ресурсов все имеющиеся методы, в том числе и нестандартные. Госзакупки, закупки в целом — это весомая и важная часть отечественной экономики, поэтому здесь все должно быть прозрачно, эффективно, комфортно для всех участников конкурсных процедур.

http://boi-mt.ru/fullelectro/49877