30.01.2017

Малый не значит слабый

Эксперты обсудили вопросы допуска представителей небольших предприятий к госзакупкамВ начале декабря в столице прошла конференция «Власть и бизнес против коррупции в сфере закупок и торгов». В ней приняли участие более 900 участников из 16 российских регионов и девяти стран. В ходе конференции были проведены тематические круглые столы и мастер-классы, в которых участвовали более 80 общественных и 500 коммерческих организаций. ЗНАТЬ, ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ Эта конференция стала уже традиционной, в минувшем декабре она проводилась в четвертый раз. Форум был организован Правительством Москвы при участии Федеральной антимонопольной службы России и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». На конференции в рамках круглых столов участники рынка обменивались опытом и вырабатывали определенные предложения, которые уже потом можно будет направить в органы власти для принятия на их основе законодательных актов. Среди большого количества различных мероприятий большое внимание экспертов привлек к себе круглый стол «Инструменты повышения доступа МСП к участию в закупках», который прошел в первый день форума. Главной темой мероприятия стал опыт Москвы по расширению доступа субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) к городским и корпоративным заказам. — Это очень важная конференция, — отметил модератор круглого стола президент Торгово-промышленной палаты Москвы Владимир Платонов, — и хочу обратить внимание, кого призывают к участию — власть, которая может и должна организовать борьбу с коррупцией, и бизнес, который знает, что и как нужно сделать, чтобы не было никаких коррупционных связей. По словам Владимира Платонова, в борьбе с коррупцией главное — это профилактика, то есть систематическая работа по предотвращению злоупотреблений, в том числе и в области закупок. По общему мнению всех участников круглого стола, определенные подвижки в деле борьбы за права МСП есть. Времена, когда «малышей» с помощью различных коррупционных схем отодвигали от торгов, прошли. Объем закупок у субъектов МСП растет как в части городского, так и в части корпоративного заказа. Внушительный объем закупок крупнейшими корпорациями у МСП выполнен в Москве, сообщила в своем выступлении руководитель Дирекции информационного и методического содействия организации закупок у субъектов МСП АО «Корпорация «МСП» Наталья Власова. — Основным направлением деятельности АО «Корпорация «МСП» является облегчение доступа малых предприятий к закупкам крупных компаний. С 1 мая сформирована двухуровневая система контроля доступа субъектов МСП Москвы к закупкам крупнейших 225 заказчиков. В рамках этой системы «Корпорация «МСП» совместно с представителями местных органов власти проводит контроль установленного законодательством Российской Федерации объема закупок у предприятий малого бизнеса, — рассказала Наталья Власова. По словам эксперта, поскольку для предприятий малого бизнеса выделена квота, то им легче планировать собственную деятельность, они понимают, какой есть спрос на те или иные товары, работы или услуги. — На сегодняшний день крупные компании отдали малому бизнесу закупок на сумму более чем 1 трлн руб. На этапе планирования доля закупок у малого бизнеса составляет 28%, что почти в три раза превышает установленную законом квоту в 10%, — подчеркнула Наталья Власова. Она обратила внимание, что сейчас перед субъектами малого предпринимательства стоит важная задача — для дальнейшего наращивания портфеля заказов у корпораций необходимо развивать высокие технологии. Однако уже сейчас номенклатура закупок у субъектов МСП расширена более чем в 10 раз и превышает 100 тыс. позиций. Особенно это заметно в столице. — Планируемый объем закупок крупнейшими корпорациями у субъектов малого предпринимательства в Москве в 2016 году был определен в размере 62 млрд руб., и на сегодняшний момент он исполнен на 95%, — сказала Наталья Власова. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС РВЕТСЯ В БОЙ По словам начальника управления развития малого и среднего предпринимательства Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Бориса Мошковича, Москва активно сотрудничает с «Корпорацией «МСП», мало того, в городе уже давно существует штаб по защите бизнеса, который возглавляет Мэр города Сергей Собянин. — Штабом активно ведется работа с предпринимателями по рассмотрению жалоб. В этом году этот срок уменьшен до 15 дней. Мы активно занимаемся оценкой и мониторингом закупок, работаем со смежными департаментами и органами власти, с тем чтобы максимизировать доступ субъектов МСП к процессу закупок, — сказал Борис Мошкович. По словам эксперта, Департаментом по конкурентной политике города Москвы создан Портал поставщиков, где зарегистрировано более 47 тыс. предпринимателей, 93% из которых реально участвуют в закупочной деятельности. — Мы будем рады, если количество зарегистрированных предпринимателей будет увеличиваться, а 93% превратятся в 100, — отметил Борис Мошкович.Как рассказал начальник управления, с декабря 2016 года Фонд поддержки микрофинансовых организаций запустил продукт по упрощенной системе выдачи займов для осуществления закупок по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. — Мы очень надеемся, что запуск этого продукта также позволит малым предприятиям получать денежные средства, чтобы быстро, активно и недорого выходить на закупки. Хотелось бы отдельно отметить, что Агентством инноваций Москвы совместно с Минэкономразвития, крупнейшими госкорпорациями и инновационным центром «Сколково» запускается система «Открытые запросы», которая позволит субъектам МСП выяснять потребности основных заказчиков и участвовать в закупках, — рассказал Борис Мошкович. Кроме того, в рамках Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы реализуются программы поддержки развития центров сертификации, инжиниринга прототипирования. Эти центры создаются, специально для того чтобы предприятия МСП смогли реализовывать свои идеи, создавая продукцию сначала в виде прототипа, потом в виде сертифицированного образца, с тем чтобы потом предлагать ее городу, участвуя в торгах. БЕЗ КРЕДИТОВ И БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЙ НИКУДА. Однако малый бизнес не может существовать и участвовать в закупках без банковских кредитов, но вот с этим как раз не все в порядке. — В последние годы объем кредитования малого бизнеса, его доля в кредитных портфелях ведущих банков продолжает падать. И 2016 год не стал исключением, — заявил ответственный секретарь Общественно-консультативного совета по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями Николай Редько. — Несмотря на то что процентная ставка для субъектов МСП снижается, она все еще находится на критическом уровне для многих видов бизнеса, в том числе и для исполнения государственного контракта. Ключевой фактор (снижение процентной ставки) — это конкуренция между банками. Как известно, предоставлять кредиты субъектам МСП могут только 300 банков. Очень важной практикой является адекватность требований, предъявляемых к банковской гарантии. Мы часто сталкиваемся с тем, что уже на этапе формирования заявки к банковской гарантии предъявляются завышенные требования со стороны госзаказчика, требуется объем гарантии, неадекватный самому контракту, что приводит к дополнительным издержкам. Такая практика привела к тому, что банки отказались предоставлять гарантии под контракты, связанные с инвестициями. По словам Николая Редько, в этом случае крайне важно перейти к практике публичности банковских гарантий, чтобы банк мог наиболее точно оценить риски, на которые он идет, что, в свою очередь, прямо отразится на цене предоставления услуги. Пока этого нет, банку приходится закладывать большую маржу и повышать стоимость предоставления банковского обеспечения. Одним из факторов, снижающих стоимость предоставления банковских услуг для всех потенциальных исполнителей госконтракта, стал бы переход на предоставление банковской гарантии в электронном виде. — Это как раз то направление, в котором работает столичный Департамент по конкурентной политике, — подчеркнул Николай Редько. Ответственный секретарь напомнил собравшимся, что еще совсем недавно существовала большая проблема с поддельными банковскими гарантиями. Однако после того как в рамках Закона № 44-ФЗ был создан реестр банковских гарантий, эта проблема исчезла. И теперь предлагается сделать то же самое в рамках Закона № 223-ФЗ. «МАЛЫШИ» ОТВОЕВЫВАЮТ СВОЕ На конференции подчеркивалось, что в результате принимаемых правительством мер доступ к торгам в рамках Закона № 223-ФЗ для субъектов МСП значительно расширился. Как рассказал заместитель председателя комитета по конкурентной политике Московской области Максим Фатин, в среднем по области этот показатель составляет почти 70%. А некоторые государственные и муниципальные заказчики региона разместили у субъектов МСП более 90% госзаказов. — Каждый год губернатор устраивает совещание, на котором разбирается, как отдельные муниципалитеты работали с субъектами МСП в рамках допуска их к государственным закупкам, и на основании этих данных делаются выводы об эффективности их руководителей. После этого уже принимаются организационные решения, — подчеркнул Максим Фатин. — Таких показателей в сфере привлечения субъектов МСП к госзаказу удалось достичь еще и потому, что в области централизовали весь муниципальный заказ на уровне муниципальных районов и городских округов, тем самым избавив от несвойственных им функций многих небольших заказчиков. Если взять, например, детский сад, то мы предоставили им заниматься своей непосредственной деятельностью — уходом за детьми, а все вопросы, касающиеся размещения заказов и проведения конкурсов, взяли на себя другие организации. Расширение доступа малого бизнеса и увеличение интереса к закупкам по ФЗ-223 отметил в своем выступлении и начальник управления автоматизации закупок и системной интеграции Департамента города Москвы по конкурентной политике Александр Зинин: — В два раза выросло число участников закупочных процедур по ФЗ-223. Так, в нынешнем году на торги по кор- поративным закупкам в среднем выходят 3 — 4 участника против 1 — 2 участников в 2015 году. Это говорит о том, что среди предпринимательского сообщества увеличивается уровень доверия к участию в процедурах по ФЗ-223. Приоритетом в развитии контрактной системы остается доступ субъектов малого бизнеса к закупкам. Существенным подспорьем для бизнеса Москвы является Портал поставщиков. — Это витрина госзаказа Москвы, где, в отличие от федерального сайта, представлены тендеры городских заказчиков, что существенно облегчает задачу по их поиску, — подчеркнул Александр Зинин. — Это очень важная тема, потому что многие предприниматели из числа субъектов МСП просто не имеют достаточно ресурсов, чтобы постоянно сканировать федеральный сайт, где конкурсы стоимостью несколько сотен тысяч рублей соседствуют с заказами на миллиарды.А вот при работе с Порталом поставщиков все обстоит гораздо проще, ведь все государственные заказчики Москвы обязаны использовать его для осуществления закупок на сумму до 400 тыс. руб. Кажется, что это немного, но каждый год оборот этого сегмента составляет 20 млрд руб., это те деньги, за которые стоит побороться, что и происходит на практике. Начальник управления отметил, что Портал поставщиков является инструментом привнесения конкуренции в неконкурентную среду, потому что такие небольшие закупки в других регионах по-прежнему остаются в тени. — Дело в том, что законодательство о контрактной системе именно в этом сегменте мало что регулирует. Более того, если мы говорим о малом объеме, то здесь закон не обязывает заказчика заключать договор, а оставляет возможность просто оплатить товар, работу или услугу по счету, выставленному ему, — подчеркнул Александр Зинин. — Тут есть много вопросов в плане финансового контроля и прочих аспектов, однако Портал поставщиков все эти вопросы позволяет исключить. Получается, что Портал поставщиков — не только средство, с помощью которого облегчается допуск к городскому заказу субъектов МСП, но и реальный механизм противодействия коррупции, потому что все данные открыты, их в любой момент можно проверить. Основная задача, которая стоит сейчас перед Порталом поставщиков, это расширение числа его участников. Благодаря грамотно настроенной рассылке в адрес потенциальных поставщиков количество предпринимателей, зарегистрированных на портале, постоянно растет. В 2016 году на Портале поставщиков зарегистрировались предприниматели из 16 регионов страны. Информирование — это один из важнейших аспектов привлечения предпринимателей в закупочную деятельность, а равно и мощный инструмент противодействия коррупционным действиям. Если предприниматели знают о своих правах и обязанностях, они менее приятный собеседник для коррупционеров. Эксперт отметил, что совокупный объем заказов, которые так или иначе попали в портфель представителей малого бизнеса Москвы как по Закону № 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ, составляет 130 млрд руб. Александр Зинин отметил, что субъекты МСП крайне активны в том смысле, что не ждут милости от государства, не уповают на квоты, но и сами активно участвуют в конкурсах на общих основаниях. В результате количество столичных заказов, размещенных у субъектов МСП по квоте и на общих основаниях, сопоставимо. Все это говорит о том, что не стоит воспринимать представителей малого и среднего бизнеса как убогих, которые нуждаются в постоянной опеке и покровительстве. Наоборот, чем меньше государства, тем эффективнее бизнес. Это простая и всем известная максима работает везде, в том числе и, как ни странно, в сфере госзакупок. Вот только коррупция порой губит на корню всю инициативу и отбивает желание иметь какие-то дела с государством. Если и дальше будет продолжаться столь же непримиримая борьба с нечистыми на руку чиновниками, любителями брать откаты и передавать контракты «нужным» предпринимателям, то сегодняшние «малыши» имеют возможность через какое-то время стать серьезными предприятиями, что полезно и для государства, и для общества в целом.

http://boi-mt.ru/fullelectro/49880