30.01.2017

Строгие правила

Москва показывает пример регионам в борьбе с коррупциейРоль бизнеса в государственных закупках и лучшие закупочные практики, а также эффективные практики применения антикоррупционных мер в городской системе закупок обсудили на IV Международной конференции «Власть и бизнес против коррупции в сфере закупок и торгов». ТИПОВЫЕ РЕШЕНИЯ В области борьбы с коррупцией, в частности в области закупок, Москва достигла серьезных успехов и может поделиться своим опытом с регионами. Лучшие способы борьбы со злоупотреблениями в закупках — прозрачность, справедливые, понятные, предсказуемые правила и четкие регламенты, считает министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента экономической политики и развития Максим Решетников. Он отметил, что московская система закупок — одна из лучших и эффективных в Российской Федерации: — Для Правительства Москвы эффективность бюджетных расходов — не лозунг, а конкретная технология, которая дает результаты в виде экономии, показателей увеличения числа участников торгов. И в конечном итоге дает нам право называть московскую систему закупок одной из лучших и эффективных в РФ. Контрактная система города включает в себя четко организованные, описанные регламенты и процедуры от вопроса целесообразности закупки, экспертизы стартовых цен до контроля исполнения и завершения государственных контрактов, а также актуальную и болезненную проблему оплаты контрактов. Сформированы единые корпоративные правила для всех участников закупочного цикла. По словам Максима Решетникова, в целях эффективного использования бюджетных средств сформирована понятная для предпринимателей система стандартизации закупок. — Работа в направлении стандартизации и нормирования госзакупок была начата полтора-два года назад, и шла она очень непросто. Мы работаем над стандартизацией закупок на трех уровнях. Первый — создание каталога с детализированным предметом заказа по основным параметрам закупки и справочника. Справочник для нас — способ нормирования, унификации и отсечения лишнего. Второй уровень — типизация конкурсной документации: контрактов, требований и критериев оценки. Третий уровень — установление предельных цен на закупку. Это позволит заказчику сэкономить время, поскольку ему не придется обращаться в каждом случае за независимой экспертизой, — отметил Максим Решетников. В городе сформирован классификатор предметов госзаказа, который включает около 5700 позиций. Каждая позиция каталога привязана к соответствующей позиции ОКДП. В результате детализации сформирован справочник предметов госзаказа, который является продолжением классификатора, но включает уже 50 тыс. позиций. Они детально описывают основные параметры закупки. Это действенный регулятор, призванный ограничивать возможность закупки товаров, отсутствующих в справочнике или имеющих отличные от утвержденных параметры. — Сегодня у нас разработано более 100 позиций типовой документации. Это типовой контракт, типовые требования, которые предъявляются к закупке. Уже активно используются 32 комплекта документов из 100, на них приходится 12% госзаказа. Они зашиты в информационную систему, и заказчик не может отступить от стандартизированных процедур. Каждые две-три недели утверждается и загружается в систему новый комплект типовой документации, — отметил Максим Решетников.Максим Решетников сообщил, что мерилом эффективности системы являются показатели организации совместных торгов. В 2016 году число совместных торгов по сравнению с 2015 годом выросло в 9 раз, среднее число участников по одной процедуре выросло до 9. По его словам, в отличие от централизованных закупок, когда заказчик единственный и объем закупки, часто избыточный, рассчитывается сразу на всех получателей, в рамках совместных торгов каждый заказчик самостоятельно определяет, сколько ему нужно закупить. — Когда все заказчики пользуются единой системой документации, у них автоматически возникает потребность объединить свои усилия и, по сути, по оптовым ценам закупить необходи- мое, — рассказал Максим Решетников. Он подчеркнул, что особый приоритет для города — доступ к закупкам субъектов малого предпринимательства. — Для нас малый бизнес — не социальная, а экономическая категория. Она позволяет расширить число поставщиков, добиться большей экономии. Поэтому наше взаимодействие носит взаимный характер, — подчеркнул эксперт. Максим Решетников сообщил, что на пути обеспечения доступа к закупкам субъектов МП важно развитие такого инструмента, как Портал поставщиков. По его словам, в 2016 году более 11 тыс. новых предпринимателей, организаций пришли на Портал поставщиков, чтобы предложить свои услуги городу. — Это для нас очень важный показатель. Мы обсуждаем с ФАС, как нам расширить принципы Портала поставщиков, чтобы в абсолютно прозрачной системе любой предприниматель мог предложить свой товар, и любой госзаказчик, минуя, может быть, трудоемкие процедуры, сможет купить этот товар, если это действительно лучшее предложение в своем сегменте. У нас большой потенциал для законодательного развития этих норм, — подчеркнул глава Департамента экономической политики и развития. СЛОВО ЗА «МАЛЫМ» О расширении доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков сообщила член правления, заместитель генерального директора АО «Федеральная корпорация по развитию МСП» («Корпорация «МСП») Наталья Коротченкова. По ее словам, внедрен жесткий механизм контроля на этапе планирования, который позволяет «Корпорации «МСП» и органам власти ежедневно отслеживать выполнение квот крупными корпорациями. Общая годовая стоимость заключенных договоров сейчас достигает 1 трлн 350 млн руб. Следующей этап — оценивать качество закупок: отрасль, объем экономии, качество исполнения договора, поведение заказчика при оплате договора. Совместно с Минэкономразвития России и Банком России «Корпорация «МСП» разработала программу стимулирования кредитования субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных отраслях, которая фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 10 млн руб. для субъектов малого бизнеса на уровне 10,6% годовых, для сред- него — 9,6% годовых. Кредитные организации, предоставляющие финансирование предпринимателям по программе, получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5% годовых, поэтому программа получила второе название «6,5». ЗА КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ О контроле за соблюдением конкурентной среды рассказала начальник управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы России Татьяна Демидова. Она выделила направления, требующие оперативного рассмотрения в ближайшее время: минимизация препятствий для участия в процедурах, административных барьеров и излишних требований, а также объективное описание объекта закупки, позволяющее снизить злоупотребления со стороны заказчиков, и снижение случаев определения безусловных единственных поставщиков. Татьяна Демидова подчеркнула: без каталогизации предметов закупки невозможно решить ряд важных вопросов. — Задача государства — придумать схему, позволяющую описать как можно больше предметов закупки. В настоящее время по данному направлению проводится большая работа, и задача заказчиков, участников рынка, федеральных органов в первую очередь разработать и начать внедрять соответствующий механизм, — сказала она.По ее словам, подобный механизм планируется внедрить в области лекарственного обеспечения. Большая работа введется в области электронизации. — В настоящее время совместно с Минэкономразвития прорабатываются поправки в ФЗ-44, позволяющие применить механизм электронного обжалования действий заказчика, осуществлять взаимообмен документами исключительно в электронной форме через ЕИС, операторов электронных площадок. Такой механизм, на наш взгляд, должен помочь нам решить другую проблему — злоупотребление правом обжалования. Сейчас появились фиктивные заявители, которые фактически могут не существовать. Электронизация позволит нам изначально при подаче жалобы проверять наличие такого субъекта через реестр юридических лиц, через интеграцию ЕИС с базой ФАС, для того чтобы препятствовать злоупотреблению правом на обжалование и снизить риски срыва сроков исполнения контакта, — рассказала Татьяна Демидова. Президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов сообщил о возможностях подтверждения деловой репутации со стороны МТПП для минимизации коррупционных рисков при проведении торгов. — Необходимо сделать так, чтобы при проведении конкурса учитывалась так называемая деловая репутация. Деловую репутацию очень сложно заработать, невозможно купить, легко потерять. Нужно сделать так, чтобы этот критерий участвовал при проведении торгов, — отметил президент МТПП. Он добавил: работа в этом направлении ведется. Создан реестр надежных партнеров Торгово-промышленной палаты РФ, российские бизнесмены подписали антикоррупционную хартию. Владимир Платонов напомнил об опыте Москвы — народном контроле: — С жителями договориться нельзя, можно только добросовестно выполнить свою работу. Точно такую же работу мы можем организовать после проведения торгов. Выяснить, кто помешал вы- играть, вымогал деньги? Я считаю, что наши предложения с участием общественных организаций позволят сделать еще один шаг в борьбе с коррупцией.

http://boi-mt.ru/fullelectro/49745